Правовой статус детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей

Но для этого должны быть следующие условия: ребёнок-сирота или оставшийся без попечения родителей не должен иметь социального или собственного жилья (доставшегося от родителей), у родственников также не имеется достаточных квадратов, чтобы оформить прописку, а если жильё имеется, то не соответствует санитарным и другим нормам.

Порой ребёнок остаётся в одиночестве и-за преждевременной смерти самых близких для него людей. Помимо этого, большому числу детей не хватает семейного уюта и при здравствующих родителях. Такие дети составляют две категории — сироты и оставшиеся без родительского попечения.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, кто они?

  • лишены прав воспитывать детей или частично ограничены в этом праве;
  • один из родителей признан полностью или частично недееспособным;
  • тяжёлое заболевание у одного или обоих родителей, из-за которого невозможно полноценное воспитание и материальное обеспечение ребёнка;
  • числятся без вести пропавшими;
  • подозреваются в совершении правонарушений;
  • находятся в местах заключения;
  • намеренно не желают воспитывать ребёнка;
  • не выполняют свои обязанности, отказываются защищать права и интересы ребёнка.
  1. дополнительные гарантии права на образование (ст. 6 Закона);
  2. дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание (ст. 7 Закона);
  3. дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение (ст. 8 Закона);
  4. дополнительные гарантии права на труд (ст. 9 Закона).

Если ребенок оставлен в родильном доме матерью, имеющей документы, то необходим акт об оставлении ребенка, документ о розыске родителей, подтверждающий факт, что розыск положительных результатов не дал; в том случае, если мать (родители) обнаружены по розыску, то мать (родители) лишается родительских прав.

Имущественные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В отличие от приемной семьи, где кандидаты в приемные родители могут не проходить специальную подготовку, ПАТРОНАТНАЯ СЕМЬЯявляется профессиональной замещающей семьей. Важными положительными чертами патроната являются необходимая подготовка патронатных воспитателей и сопровождение замещающей семьи, осуществляемые специалистами уполномоченной службы. Патронатное воспитание – это форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, на воспитание в семью патронатного воспитателя. Однако патронат в первую очередь направлен на сохранение ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, в кровной семье, на временное размещение ребенка в патронатной семье, когда его нахождение в родной семье невозможно, и на сопровождение кровной семьи после возвращения в нее ребенка.

Лица, уже прошедшие полный цикл общего среднего либо основной цикл общего образования, вправе обучаться на подготовительных курсах для дальнейшего поступления в организации среднего, высшего профобразования. Причем безвозмездно.
До 23 лет – на период пребывания (обучения).Бесплатное питание в общеобразовательных учреждениях.Обучающимся в общеобразовательных учреждениях – в период обучения.Обеспечение бесплатными учебниками. Обучающимся в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, – в период обучения.Увеличение размера стипендии не менее чем на 50 %. Выплачивается по месту учебы в период обучения в государственных образовательных учреждениях начального, высшего и среднего профессионального образования.Ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии.

Как часто Вы прибегаете к услугам юриста/нотариуса/адвоката?
Постоянно, штатный.
16.39%
Только по мере необходимости.
42.62%
Особо нет надобности, консультируюсь в интернете.
40.98%
Проголосовало: 122

Проезд и перелет

Вероятно, по этой причине в последнее десятилетие все больше и больше сирот продолжают свое обучение в институтах, университетах, колледжах, техникумах и училищах. Во-первых, потому что право первоочередного поступления в образовательные учреждения имеются у всех сирот. Разумеется, успеваемость в старших классах и результаты экзаменов учитываются, поэтому далеко не каждый сирота может поступить, например, в Московский государственный университет. Тем не менее, сирота будет иметь больше шансов получить место, чем любой другой претендент, имеющий абсолютно одинаковые с ним результаты ЕГЭ . Но тут надо внести пояснение – большинство абитуриентов из данной прослойки поступают по квотам, поэтому им не приходится конкурировать с другими потенциальными студентами.

Список материальной помощи

Для оформления льготы, попечитель должен обратиться в местное отделение органа социальной защиты граждан. Стоит заметить, что в Москве установлена наибольшая в стране сумма материальной помощи. Но зависит величина пособия от состояния здоровья малыша и количества детей в семье.

В рамках реализации своих полномочий региональные органы власти принимают нормативные правовые акты и по иным вопросам, имеющим значение для поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В области труда и занятости. Главной задачей государства в сфере труда и занятости выпускников учреждений для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий, включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.

Создание федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения. Условия лишения родительских прав. Сущность опеки и порядок её установления. Правила передачи несовершеннолетних в приёмную семью. Надзор за деятельностью патронатных воспитателей.

Опыт работы уполномоченных по правам ребенка на территории субъектов Российской Федерации показал, что проблема нарушения прав детей стоит достаточно остро. Таким образом, решение органов государственной власти субъектов Российской Федерации об учреждении на своей территории должности Уполномоченного по правам ребенка, как создание качественно новой формы правовой защиты детей, является целесообразным и актуальным.

Проблема сиротства достаточно актуальна не только для РФ, но и для многих других стран мира. Дети, потерявшие родителей или лишившиеся их опеки, достаточно часто становятся жертвами в современном мире. Поэтому эта категория требует определенную защиту со стороны государства. В России права таких детей регулируются ФЗ № 159.

Закон определяет (159-ФЗ)

Осиротевшие дети имеют привилегии во время зачисления в учебные заведения: повышенная стипендия, бесплатное питание. Также ребята получают финансовую помощь для покупки предметов первой необходимости. Проезд на любом виде общественного транспорта для них льготный.

Рекомендуем прочесть:  Дают ли амнистию по 159 ч 4

Защита имущественных прав

  • органы местного самоуправления предоставляют детям-сиротам и детям без родительского попечения квартиру либо дом, которые имеют все необходимое для проживания;
  • как только сирота станет совершеннолетним, он имеет право вернуться в жилье, в котором проживал до отъезда в учебное заведение, на военную службу, в места отбывания наказания в виде лишения свободы;
  • государственный орган по защите жилищных прав должен следить за сохранностью недвижимого имущества малолетних детей-сирот и составлять реестр таких детей при достижении ими 14-ти лет;
  • если жилье, которое принадлежит малолетнему сироте, передавалось по договору специализированного найма, через пять лет ребенок сможет изменить его на договор социального найма, который позволяет законно приватизировать данное жилье;
  • малолетний сирота, у которого нет зарегистированного за ним жилья, после окончания учебного заведения, завершения военной службы или освобождения из тюрьмы имеет право получить жилье без очереди.

Кроме обозначенного перечня форм устройства детей, п. 1 ст. 123 СК РФ устанавливает основное нормативное требование, которое должно учитываться при выборе конкретной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также ее параметров. В данном случае требуется учитывать этническое происхождение ребенка, принадлежность его к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

1. В ст. 123 СК РФ определены основные правила устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Прежде всего в п. 1 закреплен исчерпывающий перечень форм отмеченного устройства, которые по своей правовой природе представляют собой юридические процедуры. К ним отнесены, во-первых, передача ребенка в семью на воспитание: усыновление (удочерение), передача ребенка под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью. Во-вторых, такими формами являются передача детей в организации различных типов, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 155.1 СК РФ). Причем передаче ребенка в семью на воспитание законодатель отдает приоритет. Соответственно устройство детей в отмеченные организации осуществляется только при невозможности устройства детей в семью.

Другой комментарий к Ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации

1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).

Дети, находящиеся под опекой, имеют право на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты, в том числе на алименты от своих биологических родителей и пенсию по случаю потери кормильца (ст. 148 и 154 СК РФ, ст. 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях»). В субъектах РФ могут быть установлены и дополнительные выплаты. Например, в Москве, если воспитанник приемной семьи не получает пенсии или алиментов от родителей, он имеет право до достижения возраста 18 лет получать ежемесячную компенсационную выплату.

Имущественные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сиротство – одна из самых острых проблем в современной России. За последние 10 лет численность детей-сирот увеличилась в 1,5 раза, а их удельный вес в числе всех детей в возрасте до 18 лет, несмотря на устойчивую тенденцию к сокращению детского населения, увеличился в 2,5 раза.

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Усыновители, так же как родители, обязаны материально содержать своих усыновленных детей (гл. 13 СК РФ). При злостном уклонении от уплаты алиментов усыновители могут быть привлечены к уголовной ответственности на основании ст. 157 УК РФ.

г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

В случае соблюдения одного из условий статьи 12 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» родители ребенка или лицо, являющееся официальным опекуном ребенка, должны обратиться в структурное подразделение уполномоченного территориального органа Федеральной миграционной службы по месту жительства, месту жительства или рождения ребенка, месту нахождения ребенка в соответствующем учреждении, а при отсутствии места жительства — по месту фактического проживания заявителя (ребенка). Порядок подачи заявлений по вопросам гражданства и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения, установлен Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 N 1325.

Заявитель представляет документы, удостоверяющие личность и гражданство обоих родителей и свидетельство о рождении ребенка.

Для оформления гражданства ребенку в возрасте от 14 до 18 лет необходимо предоставить в уполномоченные органы письменное согласие на приобретение гражданства Российской Федерации.

Согласно п.17 Указа Президента Российской Федерации от 14.11.2002 N 1325 заявление о приеме в гражданство Российской Федерации ребенка, один из родителей либо единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, а также ребенка или недееспособного лица, над которым установлены опека или попечительство, подается соответственно родителем ребенка, опекуном или попечителем, имеющими гражданство Российской Федерации, в полномочный орган по месту жительства заявителя либо по месту жительства ребенка.

Заявление о приеме в гражданство Российской Федерации ребенка или недееспособного лица, находящегося на полном государственном попечении в воспитательном или лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении Российской Федерации, подается руководителем учреждения, в котором содержится ребенок или недееспособное лицо.

Рекомендуем прочесть:  Правила ухода в декретный отпуск в 1986 году

Заявление о приеме в гражданство Российской Федерации ребенка, усыновленного (удочеренного) супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой — иностранным гражданином, подается обоими усыновителями.

Согласно п.18 Указа Президента Российской Федерации от 14.11.2002 N 1325 вместе с заявлением родителей, одного из родителей или единственного родителя о приеме в гражданство Российской Федерации ребенка, проживающего на территории Российской Федерации, представляются:

— свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (при его наличии);

— документ, подтверждающий проживание ребенка на территории Российской Федерации (вид на жительство либо разрешение на временное проживание ребенка, вид на жительство либо разрешение на временное проживание одного из родителей или единственного родителя с указанием сведений о ребенке, выписка из домовой книги или копия поквартирной карточки, копия финансового лицевого счета, копия отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания).

При приобретении ребенком, проживающим на территории Российской Федерации, гражданства Российской Федерации на основании части четвертой статьи 25 Федерального закона к заявлению родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации, прилагается заявление другого родителя о приеме ребенка в гражданство Российской Федерации. Такое заявление составляется в произвольной форме. Подпись родителя на этом заявлении удостоверяется нотариальной записью.

Согласно п.19 Указа Президента Российской Федерации от 14.11.2002 N 1325 вместе с заявлением родителей, одного из родителей или единственного родителя о приеме в гражданство Российской Федерации ребенка, проживающего за пределами Российской Федерации, представляются:

— свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (при его наличии);

— документ, удостоверяющий личность и гражданство другого родителя (при приобретении гражданства на основании пункта «а» части шестой статьи 14, частей второй и четвертой статьи 25 Федерального закона);

— документ, удостоверяющий статус лица без гражданства другого родителя (при приобретении гражданства на основании пункта «а» части шестой статьи 14 и части третьей статьи 25 Федерального закона);

— документ, подтверждающий проживание ребенка за пределами Российской Федерации.

Вместе с заявлением родителя, имеющего гражданство Российской Федерации, представляется также письменное согласие другого родителя, имеющего иное гражданство, на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации (при приеме в гражданство Российской Федерации на основании пункта «а» части шестой статьи 14 Федерального закона). Такое согласие дается в произвольной форме. Подпись родителя, давшего согласие, удостоверяется нотариальной записью.

При наличии соответствующих обстоятельств вместо согласия другого родителя представляется решение суда о признании этого родителя умершим или безвестно отсутствующим либо о лишении его родительских прав, или свидетельство о смерти этого родителя, или заявление, составленное в произвольной форме, об отсутствии у заявителя сведений о месте нахождения этого родителя, или документ, подтверждающий, что заявитель является одинокой матерью.

При приобретении ребенком, проживающим за пределами Российской Федерации, гражданства Российской Федерации на основании частей второй и четвертой статьи 25 Федерального закона к заявлению родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации, прилагается заявление другого родителя о приеме ребенка в гражданство Российской Федерации. Такое заявление составляется в произвольной форме. Подпись родителя на этом заявлении удостоверяется нотариальной записью.

Согласно п.20 Указа Президента Российской Федерации от 14.11.2002 N 1325 вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации ребенка или недееспособного лица, над которыми установлены опека или попечительство, представляются:

— свидетельство о рождении ребенка или недееспособного лица, а также паспорт ребенка или недееспособного лица (при его наличии);

— документ, подтверждающий проживание ребенка или недееспособного лица на территории Российской Федерации, либо документ, подтверждающий проживание ребенка или недееспособного лица за пределами Российской Федерации;

— свидетельство об установлении опеки или попечительства.

В отношении недееспособного лица также представляется решение суда о признании лица недееспособным.

Согласно п.21 Указа Президента Российской Федерации от 14.11.2002 N 1325 вместе с заявлением о приеме в гражданство ребенка, усыновленного (удочеренного) супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, независимо от места жительства ребенка представляются:

— свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (при его наличии);

— свидетельство об усыновлении;

— документ, удостоверяющий личность и гражданство другого усыновителя.

Указанное заявление подписывается обоими усыновителями. В случае если один из усыновителей не может присутствовать при подаче заявления в полномочный орган, его подпись на заявлении должна быть удостоверена нотариальной записью.

2. Право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением

В случае наличия у ребенка права собственности на жилое помещение данное право сохраняется за ним при передаче его на воспитание в семью приемного родителя (ст.148 СК РФ). Также в указанном случае подлежит сохранению право на пользование жилым помещением, имеющимся у несовершеннолетнего ребенка.

При этом жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства (ст.2 Закона Российской Федерации от 04.07.91 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).

Рекомендуем прочесть:  Опекунские выплаты в московской области

Следует иметь в виду, что в случае отсутствия у несовершеннолетнего права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением приемный родитель должен предпринять меры для постановки своего подопечного на учет с целью предоставления ему в последующем жилого помещения в порядке и на условиях, установленных ст.8 Федерального закона от 21.12.96 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Защита имущественных прав

Таким образом, место жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их устройства в семью или в организацию для указанной категории граждан не всегда совпадает с местом нахождения жилого помещения, нанимателем или членом семьи нанимателя которого, либо собственником которого является ребенок (а иногда может находиться даже в другом субъекте РФ).

Вопрос 10. Как получить жилье спецфонда в другом муниципалитете? Какая норма предоставления жилого помещения спецфонда?

Поскольку жилое помещение, принадлежащее ребенку на праве собственности или праве пользования по договору социального найма, может находиться в одном субъекте РФ, а место его жительства (определяемое по месту жительства назначенного в установленном порядке законного представителя или устройства в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) — в другом субъекте РФ, в законодательстве субъекта РФ должен быть также установлен механизм взаимодействия между субъектами РФ по вопросам выявления имеющихся у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений и проверки указанных помещений на предмет наличия обстоятельств, предусмотренных в пункте 4 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ и законодательстве субъекта РФ.

Сведения о состоянии жилого помещения и составе проживающих в нем граждан, в том числе акт обследования жилого помещения, решение межведомственной комиссии о признании его непригодным для проживания должны быть получены от органов субъекта РФ, на территории которого находится жилое помещение. Признание проживания в таком жилом помещении невозможным осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого гражданин, относящийся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет место жительства — в частности, у опекуна (попечителя), в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Установление в законодательстве субъекта РФ минимального срока, в течение которого дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны проживать на территории субъекта РФ, в качестве условия реализации их права на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, этого субъекта РФ является неправомерным.

Орган опеки и попечительства субъекта РФ включает гражданина, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список после проведения проверки представленных документов и наличия установленных Федеральным законом N 159-ФЗ и законодательством субъекта РФ оснований.

  1. Оказание нематериальной поддержки, которая заключается в гарантии образовательных преференций (внеочередной прием в ряды студентов, бесплатное питание), гарантии права на полноценное трудоустройство или бесплатное медицинское обслуживание. То есть это список привилегий, которые не исчисляются денежным эквивалентом;
  2. Материальные преференции, включающие денежные пособия, предоставление жилья и земельных участков, а также скидок и отмены некоторых категорий выплат.

Социальные преференции — это хорошо, но они не гарантируют защиту главного права несовершеннолетнего ребенка — на воспитание в полной семье. Поэтому законодательством установлены способы устройства детей в семьи, а также порядок назначения ответственных лиц, временно заменяющих родителей. Задача таких мероприятий:

Льготы и пособия

  • бесплатное обучение на всех уровнях, но только в государственных учреждениях (компенсация затрат осуществляется из государственного бюджета);
  • посещение специальных курсов подготовки для вступления в высшие учебные заведения на безвозмездной основе;
  • предоставление академического отпуска с сохранением полноценной стипендии (но только если основанием получения академического отпуска стали медицинские показания, в том числе, беременность);
  • полная компенсация затрат на проезд к месту учебы и обратно (только в отношении поездок в другой город);
  • ежегодная поддержка в размере трех стипендий, которая должна быть потрачена на покупку спортивной формы, приобретение канцелярских приборов, книжек;
  • бесплатное питание во всех учебных заведениях.
  • Консультация, устные и письменные ответы на вопросы юридического характера;
  • помощь в составлении юридических документов: заявлений, жалоб, ходатайств;
  • представление законных интересов истца в судебных инстанциях.

Кроме того, дети, относящиеся к льготной категории, имеют право на поездки в спортивно-оздоровительные лагеря или санатории, если для этого существуют медицинские показания. Причем расходы на поездку к оздоровительному учреждению и обратно полностью компенсируются государством.

В медицинской сфере

  • наличие собственной жилплощади, пригодной для проживания детей;
  • адекватность, дееспособность;
  • хорошее состояние здоровье;
  • отсутствие в прошлом историй, связанных с лишением или ограничением родительских прав.

Совсем неважно, сколько времени находятся сироты в домах детства. Их никто не может лишить недвижимости и другого имущества, доставшегося им от родителей и других родственников, а их доходы (пенсионные выплаты, алименты) подлежат обязательному накоплению на сберегательных книжках.

Льготы

Данный документ описывает в целом мероприятия, которые проводит государство в отношении этой категории маленьких граждан. Он является основанием для издания федеральных и региональных документов, регулирующих деятельность организаций разных форм собственности в отношении сирот.

Как осуществляется поддержка сирот

Дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей недееспособными и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Оцените статью
Ваш вектор правового обеспечения
Добавить комментарий