Программное обеспечение на какой счет отнести в бюджете

ВАЖНЫЙ НЮАНС! Законодательно запрещено пользоваться нелегальными версиями программного обеспечения. За применение в работе пиратских программ предусмотрено наказание нормами гражданского и уголовного права в ст. 1252 ГК РФ и ст. 146 УК РФ.

Для отображения расходов, связанных с приобретением программного обеспечения, в бухгалтерском учете применяют счет 97. Затраты подлежат равномерному списанию в течение времени, отведенного на использование программы. Методология отнесения стоимости ПО в расходы на всех предприятиях должна быть прописана отдельным пунктом в локальных документах (учетной политике).

Особенности бухгалтерского и налогового учета ПО

На баланс ПО ставится по первоначальной стоимости, в которую включаются понесенные расходы по приобретению лицензионного продукта. Если стоимость программы не превышает 100 тысяч рублей, то по правилам налогового учета актив может быть признан неамортизируемым. В бухгалтерском учете порог отнесения объектов к амортизируемым находится на отметке 40 тысяч рублей.

Здравствуйте, подскажите на какой счет поставить приобретение программного обеспечения в бюджетном учете. Можно ли программное обеспечение поставить на основные средства 101.00, или все же их нужно ставить на забалансовый счет 01. Или расходы по приобретению программного обеспечения учреждения отнести на подстатью 226 «Прочие услуги»

Ответы:

В зависимости от того, является ли право на програм.обеспечение исключительным. если нет, то Дт. 401.50 (расходы буд.периодов) Кт. 302.26.226 (расчеты с поставщ), одновременно учет на 01 счете. Ежемесячно (или в зависимости от учетной политики) списывать расходы со счета 401.50 на счет 401.20

Как часто Вы прибегаете к услугам юриста/нотариуса/адвоката?
Постоянно, штатный.
11.11%
Только по мере необходимости.
44%
Особо нет надобности, консультируюсь в интернете.
44.89%
Проголосовало: 225

Основной отличительной особенностью OEM-версии является то, что по условиям лицензии они не могут быть перенесены на другой персональный компьютер. В этом случае OEM-версия программного обеспечения, установленная на конкретный компьютер, не может функционировать отдельно от него (представляет с ним единое целое). Поэтому стоимость такого программного обеспечения должна быть включена учреждением в первоначальную стоимость приобретенного основного средства.

Мнение специалиста В соответствии с п. 47 «Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета…», утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157 н, в целях определения первоначальной стоимости объекта основного средства при его приобретении за плату фактические вложения формируются не только из сумм, уплачиваемых в соответствии с договором поставщику (продавцу), но и других расходов учреждения, связанных с приобретением (созданием, изготовлением) объекта основного средства. При этом специалисты уполномоченных органов, разъясняя вопросы налогообложения прибыли (см. письмо Минфина России от 25.05.2009 № 03-03-06/2/105, письма ФНС России от 13.05.2011 № КЕ-4-3/7756, от 29.11.2010 № ШС-17-3/1835), отмечают следующее: – эксплуатация вычислительной техники заключается в использовании конкретных свойств материальных объектов, чтобы обеспечить применение организацией в производстве или управлении потребительских качеств тех или иных программных продуктов; – если вычислительная техника приобретается без какого-либо минимального программного обеспечения, то материальный объект никак не может быть использован в деятельности. В таком случае затраты на приобретение прав на необходимое программное обеспечение являются расходами на доведение объекта до состояния, пригодного к использованию. Такое программное обеспечение является неотъемлемой частью технического средства; – в случае приобретения в организации торговли вычислительной техники с соответствующим программным обеспечением, позволяющим реализовывать публично заявленные продавцом потребительские свойства этой вычислительной техники, выделения стоимости такого программного обеспечения из стоимости техники не требуется; – если при покупке основного средства с программой лицензионным договором на программу не предусмотрена выплата правообладателю вознаграждения в виде периодических платежей, то сумма такого вознаграждения включается в первоначальную стоимость приобретенных основных средств и списывается через механизм амортизации. Вышеуказанные аргументы, по нашему мнению, могут быть учтены и бюджетным учреждением для целей бухгалтерского учета. Тем более что подобный подход, по сути, соответствует положениям Международных стандартов финансовой отчетности для общественного сектора (IPSAS), содержание которых берется за основу при реформировании бухгалтерского учета в государственном секторе Российской Федерации (смотрите, в частности, параграф 14 МСФООС (IPSAS) 17 «Недвижимость, здания и оборудование», пара граф 7 МСФООС (IPSAS) 31 «Нематериальные активы»). Таким образом, программное обеспечение, пред установленное на приобретаемый учреждением сер вер или компьютер и являющееся неотъемлемой частью такого носителя (основного средства), должно быть включено в его первоначальную стоимость. А. Семенюк, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ В. Пименов, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Программное обеспечение, необходимое для работы техники, может выйти из строя. В такой ситуации расходы на его восстановление и переустановку могут расцениваться как затраты на ремонт ОС (по статье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ). Их отражают в составе текущих расходов учреждения.

Рекомендуем прочесть:  3 й ребёнок какие выплаты и льготы в татарстане

Например, в течение года учреждение может списывать расходы будущих периодов ежемесячно в размере 1/12 от стоимости договора (при условии, что договор заключен на 1 год), либо ежеквартально в размере 1/4 от стоимости договора.

В соответствии с Указаниями, утв. приказом Минфина РФ № 65н, расходы на приобретение неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

В бюджетных и автономных учреждениях расходы на приобретение программных продуктов, в случае их отнесения на формирование себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, отражаются в корреспонденции со счетом 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (п. 134 Инструкции № 157н).

В бухучете предельная граница стоимости ПО для идентификации его в качестве амортизируемого НМА не установлена, поэтому начислять износ следует по всем НМА с известным СПИ. По активам с неопределяемым СПИ амортизация не исчисляется, но ежегодно предприятия обязаны пересматривать и уточнять срок службы НМА, подтвердив невозможность определения или установив его (п. 27 ПБУ 14/2007).

Базой для составления бухгалтерской отчетности является бухгалтерский учет, проводимый организацией в течение ее функционирования. Бюджетные учреждения не являются исключением. Однако отчетность бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях имеет свои особенности.

Учет программного обеспечения в бухгалтерском учете

В том числе драгоценных камней, самородков драгоценных металлов, слитков и брусков золота, серебра, платины и палладия, а также монет из драгоценных металлов кроме тех, что не являются валютой Российской Федерации.

Следует отметить: несмотря на то что приобретение неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение отражается по статье 226 “Прочие услуги“, учреждение приобретает не услуги, а право пользования.

Гражданско-правовые отношения

Для учета сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, например, расходов, связанных с приобретением неисключительного права пользования НМА в течение нескольких отчетных периодов, предназначен счет 401 50 «Расходы будущих периодов» (п. 302 Инструкции № 157н).

Приобретение неисключительных прав.

Расходы по приобретению неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение, включая приобретение и обновление справочно-информационных баз данных, отражают в бюджетном учете следующими записями:

Порядок отражения программных продуктов зависит от типа государственного (муниципального) учреждения и от вида прав. Рассмотрим ситуацию, когда государственные (муниципальные) учреждения приобретают неисключительные права на программный продукт.

В большинстве государственных (муниципальных) учреждений используются программные продукты. Согласно статье 1261 Гражданского кодекса программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения. Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации, утвержденным приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 190н, приобретение неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение осуществляется по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Информация по операциям, связанным с приобретением неисключительных прав на программные продукты, отражается не только на балансовых счетах плана счетов, но и на забалансовом счете. Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре (п.66 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее — Инструкция N 157н)).

Пример 1

Казенное учреждение за счет бюджетных средств заключило лицензионное соглашение на право пользования программным продуктом сроком на один год. Ежемесячные платежи по данному соглашению составляют 5000 руб. В учете учреждения данная операция будет отражена следующим образом:

Дебет 1 401 20 226

«Расходы на прочие работы, услуги»

Кредит 1 302 26 730

«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

— отражены расходы по лицензионному соглашению в сумме 5000 руб. ежемесячно в течение одного года;

Дебет 1 302 26 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

Кредит 1 304 05 226

«Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по прочим работам, услугам»

— произведена оплата за месяц в сумме 5000 руб. ежемесячно в течение одного года.

Неисключительные права на программный продукт отражают на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» в сумме 60000 руб.

Программные продукты могут поступать в государственные (муниципальные) учреждения и в рамках централизованных поставок. При этом главный распорядитель бюджетных средств (учредитель) осуществляет заключение лицензионного соглашения и оплату по данному соглашению.

Пример 2

Казенное учреждение в рамках централизованных поставок получило право пользования программным продуктом сроком на один год. Ежемесячные платежи, осуществляемые главным распорядителем бюджетных средств и связанные с данным программным продуктом для данного казенного учреждения, составляют 10000 руб. В учете учреждения такая операция будет отражена записью:

Рекомендуем прочесть:  Какие выплаты положены при рождении четвёртого ребенка в 2022 году в башкирии

Дебет 1 401 20 226

«Расходы на прочие работы, услуги»

Кредит 1 304 04 226

«Внутриведомственные расчеты по прочим работам, услугам»

— отражены расходы по прочим работам, услугам в сумме 10000 руб. ежемесячно в течение одного года.

Неисключительные права на программный продукт отражают на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» в сумме 120000 руб.

Анализ пунктов 17 и 18 приказа Минфина России и Минэкономразвития России от 29 октября 2010 г. N 137н/527 (далее — Приказ N 137н/527) показал, что перечень нормативных затрат, непосредственно связанных с оказанием государственных услуг на общехозяйственные нужды, не является закрытым. Кроме того, в Инструкции N 157н предусматривается выделение такой группы затрат, как накладные (п.134 Инструкции N 157н). Соответственно бюджетные и автономные учреждения в зависимости от специфики своей деятельности могут покрывать расходы, связанные с приобретением неисключительных прав на программные продукты, как за счет субсидии на выполнение государственного задания (например, использование программного продукта непосредственно необходимо для оказания государственной услуги), так и за счет субсидии на иные цели.

При отражении программных продуктов следует учесть норму пункта 302 Инструкции N 157н, согласно которой на счете 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» отражаются расходы, связанные с приобретением неисключительного права пользования в течение нескольких отчетных периодов нематериальными активами. При этом затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются по дебету счета 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» как расходы будущих периодов и подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года (по кредиту счета 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов») в порядке, установленном учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся.

Пример 3

Бюджетным учреждением приобретены неисключительные права на программный продукт сроком на два года в рамках выделенной целевой субсидии. Сумма договора — 180000 руб. Данная сумма перечисляется единовременным платежом. В учете данная операция отражается следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 5 401 50 226

«Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги»

Кредит 5 302 26 730

«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

— отражены расходы будущих периодов в сумме 180000 руб.;

Дебет 5 302 26 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

Кредит 5 201 11 610

«Выбытие денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

— произведена единовременная оплата в сумме 180000 руб. с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытие денежных средств со счетов учреждения»;

Дебет 5 401 20 226

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Согласно пунктам 32, 333 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее – Инструкция N 157н), материальные объекты нефинансовых активов, полученные учреждением в безвозмездное или возмездное пользование, учитываются учреждением на забалансовом счете 01 “Имущество, полученное в пользование” по стоимости, указанной (определенной) собственником (балансодержателем) имущества.

Учет программного обеспечения в бухгалтерском учете 2022 в бюджете

Как правильно учесть такие расходы для целей бухгалтерского и налогового учета? Бухгалтерский учет расходов, возникающих в связи с получением права использования программы для ЭВМ, зависит от порядка их оплаты (п.39 ).

Как учитывать программное обеспечение в бухучете в 2022 году бюджет

– для нужд федеральных государственных органов и находящихся в их ведении федеральных государственных казенных учреждений – на код вида расходов 242«Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий».

В соответствии с п. 4 ст. 1235 ГК РФ срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срок действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. В случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на 5 лет, если ГК РФ не предусмотрено иное.

Таким образом, с 2022 года приобретенное право на пользование программой «1С:БГУ 8» подлежит учету на счете 102 00 в составе нематериальных активов с неопределенным сроком полезного использования. По таким объектам амортизация не начисляется до момента их реклассификации в подгруппу объектов нематериальных активов с определенным сроком полезного использования (п. 26 СГС «Нематериальные активы»).

Казенное учреждение приобрело неисключительное право на воспроизведение программного продукта «1С:БГУ 8» (коробочная версия). В муниципальном контракте установлено, что при постановке продукта на учет срок полезного использования равен 2 года с момента приобретения. Исходя из этого срока решено списывать затраты, учтенные в расходах будущих периодов, на текущие расходы в течение 2 лет. Также в комплект документов входит лицензионное соглашение, которое действует в течение всего срока эксплуатации лицензиатом программного продукта и/или нахождения у него экземпляров программного продукта. На этом основании определили, что срок использования программы, в течение которого учреждение планирует использовать ее в деятельности, получать экономические выгоды, равен 10 годам (руководствовались положениями СГС «Нематериальные активы»). Правомерны ли действия учреждения? Должно ли соблюдаться соответствие 401.50=01. Можно ли пересматривать СПИ?

Рекомендуем прочесть:  Выплаты федеральным ветеранам труда в 2022 году в ульяновске

Подскажите, как правильно приходовать покупку программного обеспечения, в частности, программы 1С, антивирус Касперского и пр. Желательно с ссылкой на нормативно-правовой документ. Одни говорят как материальный запас, другие как основное средство, а третьи как нематериальный актив. Как будет правильно?

На данную подстатью относятся расходы учреждения по оплате договоров на оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221 — 225, в целях обеспечения собственных нужд, в том числе за:
.
услуги в области информационных технологий (приобретение неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение, включая приобретение и обновление справочно-информационных баз данных);.

То есть, ваши права ограничены, поскольку лицензия позволяет лишь пользоваться софтом на определённом количестве компьютеров без права изменять программный код и получать дополнительную прибыль от перепродажи или других операций.

Краткая юридическая справка

Практически все компьютерные программы для корректной работы требуют вовремя устанавливать обновления, а связанные с бухгалтерским и налоговым учет нуждаются еще и в сопровождении. Этот процесс также очень важен для ведения корректного бухгалтерского учета. Давайте разберемся куда следует отнести расходы на обновления программы.

Оприходовать программу 1с бухгалтерия

  • компьютер по стоимости 56 000 руб., НДС 8 542 руб.,
  • лицензия на право использования операционной системой Windows (4 300 руб., НДС 656 руб.);
  • ПО «1С: Бухгалтерия» (4 850 руб., НДС 740 руб.) со сроком использования 2 года.

Аналогичный порядок финансовое ведомство предлагает применять и в отношении затрат организации на адаптацию, модификацию и иные работы по усовершенствованию программного продукта (письма Минфина РФ от 18.03.2022 № 03-03-06/1/11743, от 18.03.2013 № 03-03-06/1/8161, от 13.02.2012 № 03-03-06/2/19). Эти расходы, по мнению Минфина РФ, необходимо признавать также равномерно в течение срока использования усовершенствованной программы.

Бухгалтерский учет расходов на покупку программного обеспечения

Обратите внимание, если неисключительные права на программу приобретаются позднее, чем основные средства, их стоимость учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (письмо УФНС по г. Москве от 30.09.10 № 16-15/102331@, постановление ФАС Московского округа от 23.11.10 № КА-А40/14398-10).

Налоговый учет расходов на приобретение неисключительных прав на программное обеспечение

Планом счетов специальный забалансовый счет на этот случай не предусмотрен, поэтому его нужно отразить в рабочем плане счетов. Это может быть, например, счет 012 «НМА, полученные в пользование по лицензионному договору».

Следует отметить, что в составе нематериальных активов учитываются приобретенные права на владение, пользование и распоряжение объектами нематериальных активов после отчуждения их (прав) от бывших собственников и определения их стоимости . При этом каждому объекту нематериальных активов присваивается порядковый инвентарный номер, используемый только в регистрах бухгалтерского учета.

— исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности получены в порядке исполнения служебных обязанностей работников или по конкретному заданию работодателя, если иное не предусмотрено трудовым договором;

Стоит также обратить внимание на то, что авторское право на произведение возникает в результате факта его создания. Регистрация произведения или любое другое специальное его оформление, а также выполнение любых других формальностей для возникновения и осуществления авторского права не требуется ( ст. 11 Закона об авторском праве ).

Наиболее распространенный пример — малоценное имущество. К нему относится то, срок полезного использования которого составляет более 12 месяцев, а его стоимость — ниже 40 000 руб. В бухучете имущество в рамках лимита, зафиксированного в учетной политике (но не больше 40 000 руб.), можно учесть в составе МПЗ и отнести на расходы в момент начала использования.

НОВОВВЕДЕНИЯ В ЧАСТИ ЗАБАЛАНСОВОГО БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА

Аналитический учет ведется в Карточке учета средств и расчетов с указанием фамилии, имени и отчества должника, полного наименования юридических лиц и реквизитов, необходимых для определения кредитора в целях регистрации принятого денежного обязательства и его оплаты.

Забалансовые счета

На этом счете учитывается задолженность неплатежеспособных дебиторов в течение пяти лет с момента ее списания в порядке, установленном законодательством с балансового учета учреждения (иного срока, установленного законодательством) для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников.

Расходы будущих периодов необходимо списывать на финансовый результат текущего финансового года (формирование себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг) равномерно в течение периода, к которому такие расходы относятся. Порядок списания устанавливается учетной политикой учреждения.

  • На финансовый результат текущего финансового года.
    При этом, в бюджетных и автономных учреждениях расходы на приобретение программных продуктов могут использоваться при формировании себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.
  • На расходы будущих периодов.

Смотрите также статью:

Например, в течение года учреждение может списывать расходы будущих периодов ежемесячно в размере 1/12 от стоимости договора (при условии, что договор заключен на 1 год), либо ежеквартально в размере 1/4 от стоимости договора.

Оцените статью
Ваш вектор правового обеспечения