Выявления неблагополучных семей в россии как систему

Такие семьи, как правило, привыкли жить с серьезными кризисами. Отсутствие мотивации к переменам в лучшую сторону вызывает возрастание обеспокоенности всех организаций, соприкасающихся с неблагополучной семьей и отвечающих за безопасность детей. Эта обеспокоенность ведет к усилению давления администрации на специалистов отдела опеки и попечительства, а также социальных педагогов по вопросам защиты прав ребенка с целью скорейшего решения его проблем и предотвращения их разрастания.

Содержание

Большая часть родителей имеет уже сложившиеся отношения со школой. Причем нередко эти отношения носят негативный характер. Обиды за своего ребенка, недовольства материально-технической стороной обучения, общая усталость делают родителей раздражительными, повышают их уровень притязаний к школе. Назрела очевидная необходимость в специальной программе, направленной на преодоление отчуждения родителей от школы.

Описание

Цели и задачи:
— создание условий для сохранения семейной среды;
— создание семейной среды для детей, родители которых лишены родительских прав;
— обеспечение социально-экономической, правовой и психолого-педагогической поддержки семей, в том числе принимающих детей на воспитание;
— содействие обеспечению условий для безопасного материнства в области;
— разработка системы мер, направленных на оказание помощи проблемным семьям;
— осуществление системы мер (правовых, идеологических, организационных), способствующих включению нормальной семьи в процесс преобразования окружающей действительности;
— создание и реализация программы по оказанию помощи семье в воспитании детей;
— разработка и внедрение специальной программы по улучшению здоровья семьи.

? неисполнение родителями (законными представителями)обязанностей по воспитанию и обучению детей, в т.ч. отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей, приводящее к нарушению прав ребенка на образование или к совершению ребенком противоправных деяний, безнадзорность или беспризорность детей, жестокое обращение с ними (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку), вовлечение в совершение преступлений и антиобщественных действий (попрошайничество, проституцию, азартные игры, употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, употребление наркотических средств, употребление одурманивающих веществ);

Институциональная система профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства в России сегодня представлена государственными учреждениями (например, социально-реабилитационные центры), а также общественными организациями (НКО, церковь). В поиске новых путей управления процессом и стимулирования в регионах необходимых изменений в 2008 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации был создан Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Фонд является новым современным инструментом проведения социальной политики в интересах детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях разделения полномочий между центром и регионами. Миссия Фонда состоит в создании нового механизма управления, позволяющего в условиях разделения полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации значительно сократить распространенность социального неблагополучия детей и семей с детьми, стимулировать развитие эффективных форм и методов работы с нуждающимися в помощи семьями и детьми.

Как часто Вы прибегаете к услугам юриста/нотариуса/адвоката?
Постоянно, штатный.
11.11%
Только по мере необходимости.
44%
Особо нет надобности, консультируюсь в интернете.
44.89%
Проголосовало: 225

С целью решения основных задач по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних субъекты профилактики осуществляют различные виды помощи неблагополучным семьям и воспитывающимся в них детям: психологическую, социальную, педагогическую, социально-педагогическую, экономическую, правовую, медицинскую.

Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, в том числе и сексуальном, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением.

Дошкольное детство – это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

Не секрет, что многие родители не владеют квалифицированными педагогическими знаниями, не знают, куда обратиться за педагогической помощью, пользуются стихийными источниками информации, и поэтому не в состоянии справиться с трудностями в воспитании детей. Не зная, как вести себя в трудных ситуациях, родители используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают и проявляют чрезмерную строгость и даже жестокость по отношению к своим детям, большинство из них не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину. Они не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви со стороны родных и близких, что уверенность в себе и в своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируются, прежде всего, в семье. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь,меняется психика: они иначе воспринимают окружающую их действительность, иначе думают, иначе ведут себя. Для будущего России очень важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. Главной надеждой семьи, детей являются педагогические коллективы дошкольных учреждений, которые должны стоять на защите прав и достоинства ребенка. Вопрос защиты ребенка от всех форм насилия является значимым в педагогической деятельности, и его нельзя рассматривать как модное направление или мероприятие в потоке множества дел педагога. Педагог – главное действующее лицо, от его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей, как в дошкольном учреждении, так и защиты детей от жестокого обращения в семье.

В соответствии с должностными обязанностями, отраженными в Постановлении Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.10.2011 г. № 105 «О внесении изменений в выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих», воспитатели дошкольного образования должны «изучать семейные и бытовые условия воспитанников», а также «планировать, организовывать и проводить воспитательную и образовательную работу с воспитанниками, находящимися в социально опасном положении, в соответствии с «Программой воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении».

Определить возможные предпосылки как явного, так и скрытого семейного неблагополучия воспитанников педагогу позволит и целенаправленное наблюдение за ребенком и детско-родительским взаимодействием по следующей схеме:

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года должен создаваться банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (руководителя ДОУ, методиста (старшего воспитателя), воспитателей, педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.

— «Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению и пресечению фактов насилия и жестокого обращения с несовершеннолетними, а также противоправных деяний против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних на территории муниципального образования Малмыжский муниципальный район Кировской области»

Скачать:

(СЛАЙД 10 ) Оформляются информационные стенды, папки-передвижки, памятки для родителей: «Я ребенок, я имею право», «Безопасные шаги на пути к безопасной дороге», «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта», «Обучение детей наблюдательности на улице», (СЛАЙД 11) буклеты – «Почему свой ребенок становится чужим?», «Безопасность ребенка дома», «Правила для родителей», «Если ваш ребенок тревожный» и др.

Предварительный просмотр:

  • социально-экономические (чрезмерная занятость родителей, низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия);
  • медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
  • социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);
  • социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);
  • психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
  • криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).

Полученная при обработке диагностических данных информация позволяет определить проблемы воспитателей по налаживанию эффективного взаимодействия с родителями; реальные запросы и потребности родителей, проблемы воспитания и нарушения прав ребенка. А также выбрать наиболее эффективные формы работы со всеми субъектами образовательного процесса ДОУ.

Для работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими проявления агрессивности, провожу занятия в кружке «Дружба» по программе В. И. Семенако «Уроки добра», адаптируя занятия к подобранной группе детей, т.к. 5 детей из 9 являются «гиперактивными», в том числе 4 ребенка имеют проблемы в развитии речи.

1 этап. Ознакомление родителей с представлениями современной возрастной психологии о значимости периода дошкольного детства, ранимости детской психики, возможных последствиях жестокого и грубого обращения с ребенком (родители группы риска не выделяются, приглашаются на общие мероприятия с родителями).

Под неблагополучной понимают такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети.

Подсистема «братья — сестры». Социальный педагог концентрирует внимание на отношениях детей, особенностях исполнения социальной роли каждым ребенком, установившимся в семье разделении обязанностей между братьями и сестрами.

Семья представляет собой особую социальную группу, взаимодействия в которой подчинены строгим социальным закономерностям, нарушение которых может привести к семейному неблагополучию. Многочисленные исследования показали. Что семья существует как единое самостоятельное целое.

Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

Если ситуация в семье изменилась в положительную сторону, тогда происходит снятие наблюдения. Если нет, тогда ведется работа по решению дальнейшей судьбы ребенка: или устройство ребенка в семьи (опека, приемная семья) или направление на государственное обеспечение, а родители лишаются родительских прав.

мы живём в такое сложное время, когда наше общество постепенно нищает в плане нравственном и экономическом, возрастают неблагополучные семьи. Это — особая категория семей, которые дают нам детей психологически незащищенных.

Из них 77% с тремя детьми, остальные решились на большее количество детей. По данным Министерства труда и социального развития, каждый 7-й ребенок до 18 лет в России воспитывается в неполной семье. Большую часть неполных семей составляют матери с детьми (94%).

Они могут быть родными, приемными и усыновленными. Им не должно быть больше 14 лет. В ряде регионов требуют исполнения 18 лет. Пособие по уходу за ребенком положено платить ежемесячно, до достижения ребенком 1,5 года. Средства получает тот из родителей, на кого оформлен отпуск, позволяющий ухаживать за ребенком.

Дети из «неблагополучных» семей останутся без родителей

Помимо частых разводов, в России брак по-прежнему остается моногамным, хотя кратным. Существует еще несколько способов реализации такого отношения. Это новые формы современного брака В семье, как и в жизни нет определенного шаблона по которому лучше всего жить или следуя которому можно построить долгие и счастливые отношения со своей второй половинкой.
Папы-одиночки, явление крайне редкое, чаще даже встречаются дети-сироты, которых растят бабушки и дедушки. Самая распространенная модель неполной семьи – это родители/родитель матери-одиночки и сама мать с ребенком или даже несколькими детьми.

Рекомендуем прочесть:  Льготы в московской области чернобыльцам

Очень часто, особенно в юридической литературе, неблагополучные семьи называют семьями, находящимися в социально опасном положении. Так в социально опасная семья называется в Федеральном Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». [1]

Феномен неблагополучной семьи

2. Семьи, где родители безработные. Родители озабочены собственной тревогой за свое существование или. избавляясь от нее, уже теряют всякий смысл что-либо делать, и теперь они пассивны, не способны проявлять любовь, внимание к своим детям. Детям кажется, что они отторгнуты, что в их жизни тоже нет смысла.

Организация социальной поддержки неблагополучным семьям

Например, во время визита – расспрос, наблюдение, информация социальной сетки. При выявлении ключевой проблемы – снятие страха, формулирование первичной гипотезы на основании рассказа и проверка первичной гипотезы: как изменится положение, если проблема будет решена? После этого следует выбор рабочей гипотезы, определение времени, плана и критериев проверки правильности гипотезы, формулирование критериев проверки и т.д.

Понятие, виды и функции семьи. Историческое развитие социальной помощи семье. Виды неблагополучных семей и их влияние на поведение ребёнка. Правовые основы социальной работы с семьей. Помощь семье и детям в решении возникших трудных жизненных ситуаций.

12. О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] / Гарант — Электрон. дан. — М. — 2022 — — Режим доступа: http://base.garant.ru/70284810/#ixzz3d02DB2Mg.

Подобные документы

Теоретические аспекты социально-правовой помощи детям из неблагополучных семей. Государственная социальная политика в интересах детей. Анализ технологий социальной работы с детьми из неблагополучных семей.

7 жизни и здоровью, либо препятствующих их нормальному воспитанию, организует работу в соответствии с методическими рекомендациями для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросу защиты детей от жестокого обращения — формируют социальный паспорт семьи, проводят анализ положения несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. 5. Делопроизводство в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации в образовательной организации Делопроизводство в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации в образовательной организации предусматривает наличие обязательной документации: -план работы; — социальный паспорт семьи, находящейся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации — акты обследования условий жизни обучающегося, воспитанника и его семьи; — план индивидуально профилактической работы с семьей; — личные дела детей из семей, состоящих на внутреннем учете; отчѐт о результатах работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации за год. 6. Направления и формы работы с неблагополучной семьей п/п Направления работы с неблагополучной семьей 1 Диагностика семейного неблагополучия Формы работы с неблагополучной семьей — наблюдения педагогов; — анкетирование детей и родителей; — опросники; — тесты; — тренинги; — анализ документов; — анализ продуктов детского творчества; — составление социальнопсихологического паспорта семьи; — анализ состояния здоровья детей;

1 Положение о выявления семейного неблагополучия и организация работы с семьями, находящимися в неблагополучных условиях. 1. Общие положения 1.1.Настоящее Положение разработано на основании Конвенции ООН о правах ребѐнка, Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федерального закона РФ от года 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Устава МДОУ и направлено на раннее выявление семейного неблагополучия и организацию социального патронажа семей, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, защиты законных прав и интересов несовершеннолетних. 1.2.Настоящее Положение регулирует деятельность МДОУ «Детский сад 82 комбинированного вида» (далее — ДОУ) по выявлению семей, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации. 1.3.Положение определяет взаимоотношения ДОУ с семьями, имеющими несовершеннолетних детей, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательной организации, склонным к правонарушениям и антиобщественным действиям. 2. Цели и задачи работы по выявлению семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации 2.1. Целью деятельности работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации в образовательной

6 контролирует работу по реализации ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; — принимает меры, направленные на получение несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам образовательную организацию На несовершеннолетнего (семью), состоящего на внутреннем учете заводится личное дело и составляется план индивидуально профилактической работы. Результаты выполнения плана индивидуально профилактической работы заслушиваются на Педагогическом совете Профилактическая работа образовательной организации с неблагополучными семьями осуществляется по определенному алгоритму действий: — индивидуально профилактическая работа по предупреждению социально опасных ситуаций в семье с целью стабилизации внутрисемейных отношений на ранних стадиях семейного неблагополучия и снижения количества семей, состоящих на внутреннем учете; — выработка программы (плана) по осуществлению профилактической работы с неблагополучной семьей, состоящей на внутреннем учете; — анализ работы семьей с целью прогнозирования ситуации, планирование деятельности субъектов взаимодействия, принятия мер к родителям, не исполняющим обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетнего Семья находится на учете образовательной организации то количество времени, которое определяет Педагогический совет. Не реже одного раза в месяц (до выравнивания ситуации и принятия решения по этому поводу Педагогического совета) данная семья посещается на дому с составлением акта обследования, ежеквартально отчет на Педагогическом совете Решение о снятии с внутреннего учета несовершеннолетнего или семьи принимается в случае эффективного результата проведенных мероприятий, устойчивой тенденции к улучшению или полного решения проблемы, которая стала причиной постановки на учет, на основании письменного ходатайства воспитателя Порядок осуществления отдельных полномочий: — обеспечивают ежедневный (в рабочее время) при прибытии несовершеннолетних их внешний визуальный осмотр; — при выявлении признаков жестокого обращения родителей с ребенком, о детях, проживающих в условиях, представляющих угрозу их

Как социальный институт семья призвана выполнять ряд функций (репродуктивную, экономическую и хозяйственно-бытовую, воспитательную, рекреационную и психотерапевтическую и др. функции) и имеет определенный социальный статус. Социальный статус семьи — сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами. В психолого-педагогической литературе описаны 4 статуса семьи: социально-экономический статус (материальное положение семьи, жилищные условия, имущественная обеспеченность), социально-психологический статус (благоприятный психологический климат), социокультурный статус (общая культура семьи, уровень образования взрослых членов) и ситуационно-ролевой статус (отношение к ребенку и его проблемам).

Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные).

Несмотря на вариативность смысловой нагрузки понятия «неблагополучная семья» главной ее особенностью является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений. Душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия.

Семья — это малая социальная группа, связанная брачными отношениями, в которой вырабатывается совокупность норм, поведения, взаимодействия родителей и детей. В этом взаимодействии каждый должен выполнять определенную функцию, занимать определенное место в системе ролевых отношений.

Таким образом, слаженная работа коллектива детского сада под руководством социального педагога позволила на раннем этапе выявить неблагополучные семьи, организовать консультационную помощь, своевременный патронаж семьи.

Прикрепленные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1 Характеристика неблагополучной семьи, как
5
1.1 Понятие и виды неблагополучных семей.
5
1.2 Социально-педагогические проблемы неблагополучных семей.
9
1.3 Особенности работы социального педагога с неблагополучной семьей.
11
Глава 2 Изучение особенностей работы с неблагополучными семьями в условиях ДОУ.
20
2.1 Характеристика базы исследования.
20
2.2 Описание методов и методик исследования особенностей работы с неблагополучными семьями в условиях ДОУ.
20
2.3 Описание процесса и результата исследования организации работы с неблагополучными семьями в условиях ДОУ.
23
Заключение
30
Список используемых источников

Информация о внедрении новых технологий и методов раннего выявления семейного неблагополучия и оказания поддержки семьям с детьми, находящимся в социально-опасном положении и иной трудной жизненной ситуации, а также социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств в Калининградской области. Внедрение новых технологий и методов раннего выявления семейного неблагополучия и оказания поддержки семьям с детьми, находящимся в социально опасном положении, является приоритетным направлением деятельности учреждений социального обслуживания населения Калининградской области, предоставляющих услуги семьям с детьми: Для оказания квалифицированной помощи семьям с детьми в регионе создана сеть специализированных учреждений, которые находятся в каждом из 22 муниципальных образований. — 7 социальных приютов и стационарных отделений для детей и подростков, — 6 центров и 16 отделений социальной помощи семье и детям, — 3 реабилитационных центра для детей с ограниченными возможностями здоровья, — кризисный центр помощи женщинам. Министерство социальной политики, являясь учредителем областных центров и приютов, постоянно принимает меры к обеспечению использования в деятельности учреждений новых эффективных технологий и форм профилактической и реабилитационной работы. Организована работа по созданию и внедрению в деятельность ОСЗН автоматизированной информационной системы о семьях с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении В целях улучшения качества предоставляемых услуг, расширения их перечня министерством разработаны и утверждены стандарты качества оказываемых социальных услуг. На сегодняшний день стандарты внедрены в деятельность всех социальных учреждений. Кроме этого, ГБУСО КО «Центром социальной помощи семье и детям» (г. Калининград) разработаны и применяются на практике социальными службами технологии работы с различными типами семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Их использование помогает специалистам решать проблемы, связанные с нарушением внутрисемейных отношений. Также на базе центра социальной помощи семье и детям, определенном методическим, учреждением изучается опыт организации социальной работы различных субъектов РФ, общественных организаций, апробируются пилотные проекты. В настоящее время эффективной зарекомендовала себя технология раннего выявления семейного неблагополучия. Во взаимодействии с учреждениями здравоохранения, образования, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами внутренних дел социальные службы обеспечивают различными видами социально-психологической помощи семьи «группы риска» при первых признаках асоциальности, обращая особое внимание на работу с беременными женщинами, в том числе несовершеннолетними, молодыми родителями. Реализуя систему раннего выявления, сотрудники социальных служб используют 3 взаимосвязанные технологии: выявление семей, проведение с ними коррекционно-реабилитационной работы, организацию межведомственного взаимодействия с социальными партнерами. Эффективность системы зависит от комплексного применения этих мер. Основными причинами неблагополучия детей в семьях являются безответственность родителей, их злоупотребление алкоголем. Наиболее часто социальные работники сталкиваются с такими проявлениями ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей, как непредставление продуктов питания, одежды, физические наказания, оставление детей одних в закрытых помещениях. Учитывая общественную опасность подобных явлений, службами и учреждениями организуется социальный патронаж семей с детьми, направленный на реабилитацию ребёнка и семьи в целом. В основе данной модели – договоры с членами семей, а также между социальными партнерами. Результативность социально-реабилитационной работы отслеживается систематически. Также на этапе, опережающем рассмотрение в судебных инстанциях вопроса о лишении родительских прав, с семьями, в которых родители не в полной мере выполняли родительские обязанности по объективным либо субъективным причинам, проводится работа, направленная на организацию медико-социально-психологической поддержки семьи, восстановление родительских функций (мотивация на здоровый образ жизни и лечение от алкогольной зависимости, содействие в трудоустройстве, оформлении социальных пособий и льгот, гражданских документов, восстановление детско-родительских отношений). Проводимая работа предполагает параллельно (на период решения проблем родителями) организовывать реабилитационную работу с детьми в детских воспитательных группах дневного пребывания, которые на сегодняшний день открыты в 10 муниципальных образованиях. Особое внимание социальными учреждениями уделяется работе с подростками. С учетом возрастных интересов им предоставлена возможность в получении начального профессионального образования в «реабилитационных мастерских», в которых юноши и девушки могут не только профессионально самоопределиться, но и приобрести дополнительные знания и навыки по ремонту автомобилей и электрооборудования, пользованию персональным компьютером, дизайну и пошиву одежды. В г. Калининграде открыта «реабилитационная мастерская» — автодело, специально для работы которой приобретены верстаки по металлу, различные тиски, компрессоры и другие специальные инструменты. Учениками нового класса стали 50 калининградцев (7-9 классы). В рамках четырехмесячного обучающего курса с несовершеннолетними помимо специалистов автомобильного дела работали психолог и психотерапевт. Швейная мастерская и компьютерный класс успешно функционируют в Правдинском районе и г. Калининграде. Учитывая значимость существующей проблемы алкоголизации населения в настоящее время специалистами ГБУСО КО «Центр социальной помощи семье и детям» разработана Технология социально-экономической реабилитации алкозависимых женщин. Особое внимание в рамках реализации технологии уделяется поддержке женщин-матерей, страдающих алкогольной зависимостью, и несовершеннолетних, воспитывающихся в этих семьях. Комплексная помощь включает в себя: — снятие алкогольной зависимости женщины; — содействие личностному, социальному и профессиональному самоопределению; — содействие в получении допрофессионального образования и постоянного источника дохода; — формирование мотивации на кодирование и здоровый образ жизни. Психокоррекционные мероприятия направлены на разрешение текущих и глубинных проблем, приводящих к зависимому поведению. Всем клиентам и членам их семей оказывается необходимая социально-психолого-педагогическая помощь, направленная на решение проблем как взрослых, так и детей. Принимаются меры для создания в Калининградской области социальной гостиницы для матерей с малолетними детьми, беременных несовершеннолетних с целью снижения отказов от детей. Организовано систематическое проведение областных мероприятий, направленных на пропаганду семейных ценностей и семейного образа жизни. Организована деятельность служб детского телефона доверия, осуществляемого в рамках подписанного между Фондом и Правительством Калининградской области соглашения об обеспечении деятельности детского телефона доверия (служб экстренной психологической помощи) с единым общероссийским телефонным номером. Работа по внедрению новых технологий, методов и форм социальной работы с семьей, разрабатываемых подведомственными Министерству социальной политики учреждениями, продолжается. По вопросу сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей, а также сопровождения детей в приемной семье, детей в семьях, нуждающихся в государственной поддержке. В Калининградской области в 2012 году было выявлено 419 детей, оставшихся без попечения родителей. В 2011 году эта цифра составляла 434 ребенка. В течение 2012 года в семьи граждан было устроено 348 детей, что составляет 83% от числа выявленных. Из них в семьи опекунов определено 158 детей, в семьи приемных родителей – 111 детей, в семьи усыновителей 85 детей, 69 из которых устроены в семьи граждан РФ. Общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по состоянию на 01 января 2013 года составило 5939 человек, что на 280 человек меньше чем в прошлом году. Из них 4734 ребенка воспитываются в семьях граждан, что составляет 79,7% от общего числа детей, оставшихся без попечения родителей. В семьях опекунов проживает 1841 ребенок, 24 находятся под предварительной опекой, 871 ребенок – в приемных семьях, 94 – в патронатных семьях, 1904 ребенка – в семьях усыновителей. В рамках работы по поддержки замещающих семей в регионе ежегодно повышается пособие на содержание приемного ребенка. В 2013 году пособие составляет от 5500 до 8000 рублей в зависимости от возраста ребенка и наличия у него пенсии по потере кормильца. Вознаграждение приемным родителям составляет 6000 рублей за первого ребенка и 3500 за каждого последующего. Предусмотрена повышенная на 20% оплата вознаграждения за воспитание ребенка-инвалида. Гражданам, усыновившим детей из числа детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается единовременное пособие в размере 615 000 рублей на каждого ребенка. В 2012 году из средств областного бюджета было произведено 54 выплаты. Повышение квалификации специалистов, работающих с семьями, осуществляется в рамках областной программы «Дети-сироты» на 2012-2022 годы. В 2012 году для 120 педагогических работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организованы курсы повышения квалификации и обучающие семинары по следующим темам: — «Возрастные аспекты девиантного поведения: детская ложь и воровство»; — «Правовые и психологические технологии, способствующие снижению подростковой преступности, защите прав детей»; — «Психологическое сопровождение социально неблагополучных семей»; — «Психолого-педагогическая подготовка детей к передаче в замещающую семью»; — «Профилактика асоциальных явлений в детско-молодежной среде»; — «Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Приказами Министерства образования Калининградской области установлены: — порядок подготовки граждан, желающих принять в семью на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; — об усилении контроля по осуществлению выплат алиментов детям, оставшимся без попечения родителей. Разработаны методические рекомендации по защите имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Изданы информационные и методические материалы по вопросам устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Разработан и издан информационно-правовой сборник «Подсказки выпускнику детского дома». В 2012 году в Калининградской области центром постинтернатной адаптации «Шанс» успешно реализована программа социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов. В течение года специалистами центра «Шанс» оказана психолого-педагогическая и социально-правовая помощь 107 выпускникам детских домов и школ-интернатов, в том числе 26 детям предоставлено временное проживание в центре (на период от двух до семи месяцев). Отдельным направлением программы социальной адаптации и сопровождения выпускников, реализуемой центром «Шанс», поддерживаемым Всемирным фондом детства, следует выделить сопровождение молодых мам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На базе центра молодые мамы с детьми получают практическую помощь в виде консультаций специалистов, помощь в уходе за ребенком, организовано дневное сопровождение, занятия и игры с детьми. На основе программы и результатов работы центра постинтернатной адаптации «Шанс» свои программы разработали и реализуют Черняховский детский дом, Зеленоградский детский дом, детский дом «Надежда» города Калининграда. В 2012 году специалистами указанных учреждений оказана помощь 62 выпускникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе предоставлено временное проживание 28 выпускникам. По вопросу организации взаимодействия и координации деятельности, направленной на защиту прав и законных интересов семьи и детей. Комплексный подход по созданию эффективной системы защиты семьи и детей, современного управления профилактикой детского и семейного неблагополучия невозможен без координации деятельности всех органов и учреждений, призванных в пределах своей компетенции обеспечивать защиту прав и законных интересов семьи и детей. Осуществление мер по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав федеральное законодательство однозначно возлагает на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав — статья 11 ФЗ-120-99 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Для оперативного реагирования на негативные процессы в подростковой среде, принятия мер в отношении детей, нуждающихся в государственной помощи, обеспечении межведомственных подходов в решении проблем конкретного ребенка, в муниципальные комиссии ежемесячно направляются данные по несовершеннолетним, изъятых с улиц г. Калининграда за бродяжничество и попрошайничество, и информация о численности условно осужденных несовершеннолетних по районам области для сверки сведений и проведения индивидуальной профилактической работы с данной категорией лиц. Вопросы состояния работы органов и учреждений системы профилактики регулярно рассматриваются на заседаниях областной комиссии. В 2012 году рассмотрено 17 вопросов, касающихся реализации прав и законных интересов детей в Калининградской области, в том числе на образование (всеобуч), имущественных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; организации летней оздоровительной кампании 2012 года; временного трудоустройства несовершеннолетних; медицинской помощи безнадзорным несовершеннолетним в учреждениях здравоохранения; состояния деятельности по предупреждению преступности, в том числе повторной; привлечения в систему дополнительного образования несовершеннолетних, в том числе состоящих на различных профилактических учетах; профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма среди несовершеннолетних в области; самовольных уходов из учреждений с круглосуточным пребыванием детей и т.д. Решения, принятые по итогам заседаний, в первую очередь направлены на обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактику безнадзорности и правонарушений. (В 2011 году на заседаниях областной комиссии было рассмотрено 14 вопросов, которые определяются в зависимости от анализа состояния безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории региона). На заседаниях заслушано 18 представителей органов системы профилактики и 6 представителей других органов, осуществляющих меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. По каждому рассматриваемому вопросу вынесены решения, которые, в первую очередь, направлены на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиту их прав и законных интересов. По итогам заседаний вынесено 76 поручений органам системы профилактики, муниципальным комиссиям по делам несовершеннолетних, из них на сегодняшний день исполнено 74, по 2 поручениям срок предоставления отчетов не истек. На заседаниях муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав рассмотрено 365 целевых вопросов по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних (2011 год – 357), проведено 141 мероприятие по вопросам координации деятельности органов и учреждений системы профилактики (2011 год – 147), внесено 112 предложений по вопросам совершенствования их деятельности в органы законодательной и исполнительной власти (2011 г. – 94). Муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав на заседаниях рассмотрено 1702 материала в отношении несовершеннолетних (2011 г. – 1735), в том числе 591 за совершение административных правонарушений (2011 г. – 630). По результатам рассмотрения материалов в отношении несовершеннолетних выявлено 87 нарушений прав несовершеннолетних (2011 г. – 72), в учебные заведения возвращено 99 подростков (2011 г. – 146), трудоустроено временно – 368 (2011 г. – 566), рекомендовано обследование по поводу алкоголизма – 97 (2011т г. – 83), из них 13 прошли курс лечения либо консультаций, по поводу наркомании – 5, по поводу токсикомании – 15, из них 6 прошли курс лечения. Оказана помощь в трудовом и бытовом устройстве 290 подросткам (2011 г. – 373), из них 86 осужденным и вернувшимся из ВК и СПУ закрытого типа (2011 г. – 103). В отношении 21 несовершеннолетнего вынесены постановления, содержащие ходатайство о направлении в СПУ закрытого типа, по 5 подросткам судом приняты решения о направлении в СПУ. В течение 2012 года рассмотрено 1715 материалов в отношении родителей (2011 г. – 1941), в том числе 1393 за совершение административных правонарушений (2011г. — 1522). По итогам рассмотрения приняты решения о подготовке материалов для направления в суд: о лишении родительских прав – 164 (163), об ограничении в родительских правах – 52 (44), о восстановлении в родительских правах – 2. Оказана помощь в лечении от алкоголизма 189 родителям (2011 г. – 156), 599 человек направлены в центры помощи семье и детям (2011 г. – 566), 2024 семье оказана материальная помощь (2011 г. – 1897). Реализуя координирующую функцию, комиссиями за год инициировано и проведено 216 проверок условий воспитания, обучения и содержания несовершеннолетних в учреждениях системы профилактики, организации воспитательной и профилактической работы с ними (2011 г. – 203), по итогам которых направлено 139 представлений об устранении причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям, антиобщественным действиям несовершеннолетних (2011 г. – 102). Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области является координатором ежегодной межведомственной комплексной операции «Подросток» (с 15 мая по 1 октября), в ходе которой органами и учреждениями системы профилактики проводятся мероприятия, направленные на выявление асоциальных семей, оказание всех видов помощи семьям и детям, находящимся в социально опасном положении, на борьбу с правонарушениями против семьи и несовершеннолетних, организацию отдыха и занятости подростков, состоящих на учете в комиссиях и т.д. Учитывая, что алкоголь является «катализатором» совершения преступлений, проводится системная работа по предупреждению потребления несовершеннолетними алкогольных напитков. В муниципалитетах организовано и проведено более 2 тыс. торговых точек, реализующих спиртные напитки и табачную продукцию, составлено более 600 административных протоколов, возбуждено 2 уголовных дела по ст. 151.1 УК РФ за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним неоднократно. Комиссиями привлечено к административной ответственности 69 лиц, вовлекающих несовершеннолетних в употребление пива, спиртных напитков (71 – 2011 год), в том числе 3 родителя. По результатам рассмотрения материалов рекомендовано обследование по поводу алкоголизма – 97 несовершеннолетним, из них 13 прошли курс лечения, оказана помощь в лечении от алкоголизма 189 родителям (2011 год – 156). С целью повышения эффективности этой работы, в соответствии с указанием областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 13.02.2012 года с 20 февраля по 20 апреля 2012 года на территории области проведена акция «Не спаивайте наших детей». Во всех муниципалитетах были составлены графики по проверке торговых точек. В ходе акции проведено 253 профилактических рейда, проверены 673 торговые точки, реализующие алкогольную, спиртосодержащую продукцию. За нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции составлено 90 протоколов об административном правонарушении, за нарушение правил продажи табачной продукции – 191 протокол. В период проведения акции большое внимание уделялось работе с учащимися образовательных учреждений, направленной на пропаганду здорового образа жизни, проведены циклы бесед сотрудниками полиции, прокуратуры, ответственными секретарями КДН и ЗП, антиалкогольные тренинги. В муниципалитетах проведены рабочие совещания с главами администраций поселений по вопросам организации доступного досуга для несовершеннолетних по месту жительства, пресечения продажи алкоголя подросткам. В сельских поселениях организованы и проведены сходы жителей на темы: «Алкоголь и генетика», «Алкогольная зависимость и возраст», «Альтернатива вредным привычкам» и т.д. В муниципалитетах в торговых точках, реализующих алкоголь, размещены предупреждающие продажу несовершеннолетним алкогольную и табачную продукцию листовки, в ряде муниципалитетах в магазинах, где реализуется спиртное, были размещены плакаты, обращенные к подросткам и детям: «В нашем магазине не продают алкоголь и сигареты детям», результаты акции освещены в местных средствах информации. Активная работа в муниципалитетах, направленная на пресечение фактов продажи спиртных напитков, пива несовершеннолетним, в том числе проведенная акция «Не спаивайте наших детей», позволила сократить удельный вес данного вида правонарушений из общего их количества (по итогам полугодия он составлял 55 %, года – 52,6 %). Как следствие, на территории области сократилось количество преступлений, совершенных подростками в состоянии опьянения, на 54 % по сравнению с 2011 годом. С целью обеспечения согласованности действий органов и учреждений системы профилактики областной комиссией систематически ведется разработка и подборка методических материалов, порядков взаимодействия которые направляются муниципальным комиссиям для использования в работе. На сегодняшний день на территории области действуют 6 порядков взаимодействия органов и учреждений системы профилактики по различным направлениям профилактической работы. По вопросу социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств в Калининградской области. 13-14 декабря 2012 года в г. Калининграде по инициативе Уполномоченного по правам ребенка в Калининградской области и при поддержке Губернатора Калининградской области организовано проведение межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы противодействия жестокому обращению с детьми». В мероприятии приняли участие различные специалисты, работающие в сфере детства: педагоги, психологи, социальные и медицинские работники, сотрудники правоохранительных и судебных органов, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, работники органов опеки и попечительства, представители родительской общественности, социально ориентированных некоммерческих организаций. К обсуждению предложены проблемы организации и реализации интегративного подхода в превентивной работе по защите детей от жестокого обращения, вопросы нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики, а также региональный опыт в сфере профилактики и выявления жестокого обращения с детьми. Один из «круглых столов» конференции, участие в работе которого приняли уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, был посвящен роли детского омбудсмена в противодействии жестокому обращению с детьми. В рамках конференции также проведено заседание Координационного совета уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации Северо-Западного федерального округа. В рамках реализации решений Конференции совместно с руководством следственного управления следственного комитета России по Калининградской области прорабатывается вопрос создания единого центра защиты детей с функциями медицинской помощи, психологической поддержки и реабилитации несовершеннолетних жертв преступлений, а также оказания содействия правоохранительным органам в расследовании насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних. На период решения вопроса о создании специализированного центра принимаются дополнительные меры для оказания на базе действующих в регионе социальных приютов, специализированных центров комплексной (медико-социальной и психолого-педагогической), помощи несовершеннолетним, пострадавшим от насилия, пытавшимся покончить жизнь самоубийством, а также склонным к уходам из семьи или воспитательных учреждений, и их родителям. Высокий уровень преступлений насильственного характера в отношении несовершеннолетних не может не вызывать тревогу и озабоченность, а, следовательно, требует принятия незамедлительных мер, направленных с одной стороны на реабилитацию жертв насилия, а с другой стороны на выявление причин и условий совершения преступлений данного вида, организацию эффективной комплексной профилактической работы. Актуальность данной работы обусловлена тем, что преступления насильственного характера отличаются повышенной степенью общественной опасности, поскольку связаны с тяжелыми для несовершеннолетних потерпевших последствиями. Незащищенность несовершеннолетних, в том числе социальная, правовая, психологическая, правовой нигилизм родителей (законных представителей) способствуют тому, что большинство насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних остается латентными. Важно прохождение несовершеннолетними, ставшими жертвами насилия (в т.ч. сексуального), курса психологической поддержки и коррекции в центре с круглосуточным пребыванием, как на стадии уголовного судопроизводства, так и на стадии обращения с заявлениями в правоохранительные органы. Для выполнения поставленных перед центром задач необходимы не только межведомственное взаимодействие (социальная, медицинская, педагогическая, юридическая помощь), но и совместные усилия с социально ориентированными некоммерческими организациями для оказания комплексной помощи при реабилитации и пролонгированного сопровождения. В настоящее время по поручению Губернатора Калининградской области разработан Комплекс мер, направленных на совершенствование деятельности по предупреждению семейного и детского неблагополучия, оказанию помощи детям и подросткам, пострадавшим в результате совершенных в отношении них преступлений, предусматривающий конкретные сроки реализации этапов, ответственных за исполнение мероприятий. В связи с тем, что в представленном СУ СК России по Калининградской области анализе, одним из условий, способствующих совершению преступлений в отношении несовершеннолетний, является отсутствие надлежащего контроля со стороны законных представителей, мероприятия по совершенствованию работы по выявлению семей с детьми, в которых родители ведут асоциальный образ жизни, где дети находятся в трудной жизненной ситуации и нуждаются в помощи и защите государства, с целью своевременного принятия адекватных мер поставлены под личный контроль Уполномоченного по правам ребенка в Калининградской области. В целях обеспечения эффективного противодействия преступлениям, совершенным в отношении несовершеннолетних, продолжается межведомственное взаимодействие по профилактике преступлений. Ежедневно Уполномоченному по правам ребенка поступает информация о происшествиях, что позволяет не только оперативно реагировать на все факты поступления информации о нахождении детей в социально неблагоприятных и опасных условиях, но и обеспечить обмен значимой информацией между правоохранительными органами и органами местной власти, а также пролонгированное сопровождение случая и оказание соответствующей помощи. Дополнительно в рамках взаимодействия Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Калининградской области предложено при проведении тематических методических занятий со следователями, специализирующимися на расследовании преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, привлекать к участию в них соответствующих специалистов, в том числе педагогов и психологов, научных работников. Министерству образования, Министерству социальной политики, Министерству здравоохранения Калининградской области, Комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Калининградской области совместно со следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Калининградской области разработать регламент взаимодействия, определяющий порядок привлечения специалистов (педагогов, психологов, а также представителей органов опеки и попечительства в качестве законных представителей) к участию в уголовном судопроизводстве. Принять дополнительные меры к обучению специалистов работе с детьми- жертвами преступлений. Пресс-службе Правительства Калининградской области рекомендовано обратиться к региональным средствам массовой информации с инициативой активизировать пропаганду педагогических и правовых знаний в целях обеспечения безопасности детей. Ведется работа по подготовке информационных материалов для детей и родителей о правах детей, обязанностях родителей, а также ответственности родителей за нарушение прав детей, о центрах помощи семье и детям для размещения в СМИ. Главам муниципальных образований рекомендовано усилить деятельность по организации системной работы по привлечению детей и их родителей к участию в творческих, спортивных и иных досуговых мероприятиях. Активно привлекать к профилактической работе ресурсы социально ориентированных некоммерческих организаций, а также созданных в каждом муниципальном образовании Координационных советов по вопросам семьи, женщин и детей. Муниципальным органам социальной защиты, органам опеки и попечительства усилить работу, направленную на выявление семей с детьми, в которых родители ведут асоциальный образ жизни, где дети находятся в трудной жизненной ситуации и нуждаются в помощи и защите государства. Во взаимодействии с подразделениями органов внутренних дел мониторинг фактов насилия над детьми, особенно в семейной среде. Организовать работу по профилактике насилия, пропаганде ответственного родительства на местах.

Рекомендуем прочесть:  Льготы инвалидам 3 группы на жд билеты 2022 дальнего следования

Оцените статью
Ваш вектор правового обеспечения