Размер возмещения вреда здоровью вдове инвалида чернобыльца судебная практика

Поскольку имеются основания для сомнений в конституционности указанных норм Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ, рабочая группа предложила Пленуму не давать разъяснения о порядке применения данного закона, а обратиться в КС РФ с запросом о проверке его соответствия Конституции РФ.

Об индексации компенсационных выплат

В связи с тем, что нормы Закона от 15.05.91 № 1244–1 на эти категории граждан были распространены постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 2123–1 в определенном объеме, а впоследствии в сам Закон от 15.05.91 № 1244–1 были внесены изменения, существенно расширившие круг предоставляемых чернобыльцам льгот и компенсаций, в практике судов возник следующий вопрос.

Распространение норм Закона на пострадавших при других авариях

Весьма распространенной ошибкой судов является расчет сумм возмещения вреда исходя из условного заработка, полученного пострадавшим при ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. Суды часто не принимают во внимание периоды предшествующей работы пострадавшего и рассчитывают суммы возмещения вреда только из заработка на ЧАЭС. Между тем Правилами от 24.12.92 (ч. 2 ст. 15), а впоследствии и Законом от 24.07.98 № 125-ФЗ (п. 6 ст. 12) возможность такого расчета допускалась только в том случае, когда доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда перед наступлением страхового случая, улучшающего имущественное положение застрахованного.

— Пенсия по случаю потери кормильца членам семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, назначается в размере 250 процентов базовой части трудовой пенсии на каждого члена семьи.

— По закону гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения, включая детей, которые на момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития и поступили впоследствии в начальные, средние и высшие образовательные учреждения, гарантируется повышенная на 50 процентов стипендия.

Как часто Вы прибегаете к услугам юриста/нотариуса/адвоката?
Постоянно, штатный.
11.11%
Только по мере необходимости.
44%
Особо нет надобности, консультируюсь в интернете.
44.89%
Проголосовало: 225

— По отдельным льготам и мерам социальной поддержки приравниваются. Это следует из новой редакции Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», принятой в августе 2004 года.

В нашем случае, Минтрудом (п.2 Постановления Минтруда РФ от 15.04.2003 N 17) изобретена сложная терминологическая конструкция: «заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС». Наличие такой сложной юридической конструкции не позволяет по мнению правоприменителей использовать определение такой причины инвалидности, как «профессиональное заболевание», хотя есть четкие доказательства основанные на нормативных документах квалифицирующие данное повреждение здоровья, как «профессиональное заболевание».

При этом необходимо иметь ввиду, что если, при реализации указанного права с выплатами в фиксированных суммах (ч. 4 ст. 14, закона от 15 мая 1991 года N 1244-1 ) не нужны доказательства связи смерти с аварией на ЧАЭС, то при реализации указанного права (ч. 2 ст. 2 закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ) с выплатами ежемесячных денежных сумм, определенных в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, необходимо документальное подтверждение связи смерти с аварией на ЧАЭС (п. 6 Разъяснения №6, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 30.11.2001 N 83).

«В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Из содержания нормы следует, что нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида имеют право после 15 февраля 2001 г. не на любую компенсацию, а только на ту, которая предусмотрена действующей после 15 февраля 2001 г. редакцией п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона, а в этом пункте с 15 февраля 2001 г. предусмотрены только твердые денежные суммы.

Итак, в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п.15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан.

Юридическое агентство «Фемида» г. Нововоронеж

Данный вопрос часто возникает после смерти льготоносителя, которым являлся инвалид вследствие радиационного воздействия, ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС, а также приравненные к этой категории граждане, подвергшиеся воздействию радиации и пострадавшие вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк», вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, при участии в подразделениях особого риска и пр.

Консультация юриста

Важными и спорными до настоящего времени, несмотря на давность событий, связанных с чернобыльской трагедией, являются вопросы возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие радиационного воздействия.

3.2. Противоречивая практика судебного истолкования части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в значительной степени обусловлена сложностью выявления правовой природы и целевого предназначения ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в контексте развития правового регулирования социальной защиты граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы.

Нарушение оспариваемым законоположением своих прав гражданка В.Н. Фомина усматривает в том, что оно позволяет правоприменительным органам отказывать в назначении членам семьи умершего инвалида-чернобыльца ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров ввиду отсутствия у них при жизни умершего права на эту выплату, что, как полагает заявительница, противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 7, 10, 15 (части 1 и 2), 17 (части 1 и 2), 18, 19 (часть 2), 39 (части 1 и 2), 42, 45, 53 и 55.

Постановление Конституционного Суда РФ от 16 марта 2022 г. № 11-П “По делу о проверке конституционности положения части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с жалобой гражданки В.Н. Фоминой”

4. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что без соблюдения общеправового критерия определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, который вытекает из закрепленных в Конституции Российской Федерации, ее статьях 1 (часть 1), 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 19 (части 1 и 2), принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства, невозможно ее единообразное понимание и, соответственно, применение; неоднозначность, нечеткость и противоречивость правового регулирования препятствуют адекватному уяснению его содержания, допускают возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения, ведут к произволу и тем самым ослабляют гарантии защиты конституционных прав и свобод; поэтому самого по себе нарушения требования определенности правовой нормы может быть вполне достаточно для признания такой нормы противоречащей Конституции Российской Федерации (постановления от 20 декабря 2011 года № 29-П, от 2 июня 2022 года № 12-П, от 19 июля 2022 года № 22-П и др.).

В обоснование заявленных требований указал, что с 18.09.1998 года является инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы. С 18.09.1998 в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ему была назначена ежемесячная денежная сумма в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере 1203,23 рубля из среднемесячного заработка в размере 2128,93 за период участия в ликвидации последствий Чернобыльской АЭС (с 01.10.1986 по 31.10.1986). Осовременивание заработка производилось в соответствии с ч.3 ст. 11 Правил возмещение работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992 № 4214-1, разъяснениями Минтруда № 1 от 09.10.1996. Истец полагает, что при индексации заработка должны были применяться коэффициенты, установленные Постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992 № 4214-1, а именно коэффициент «6». Разный механизм индексации заработка при назначении сумм возмещения вреда инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы до 02.03.1996 и после указанной даты стал предметом споров, рассматриваемых в судах РФ. Решением Верховного суда РФ от 22.09.1999 абзац 1 п.6 Разъяснений Минтруда от 01.06.1999 в части слов до 02.03.1996 и пункт 6 признаны незаконными. Неприменение всех основополагающих вышеназванных индексов к получаемой им компенсации необоснованно уменьшает ее размер и ведет к образованию задолженности.

Николаев В.Д. обратился с иском в суд областному государственному учреждению «Центр социальной поддержки населения Октябрьского района г. Томска» (далее – ОГУ «Центр социальной поддержки населения Октябрьского района г. Томска») об обязании произвести перерасчет и назначить к выплате, начиная с 01.05.2011 ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в размере 49682,01 рубль в месяц, к Департаменту социальной защиты населения Томской области (далее – Департамент), о включении в реестр граждан, имеющих право на получение денежной компенсации с указанием ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, с 01.05.2011 в размере 49682,01 рубль, с указанием задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, за период с 18.09.1998 по 30.04.2011 в размере 2842 220,64 рубля.

Решением районного суда г. Томска от 15.09.2006 ежемесячная компенсация в возмещение вреда проиндексирована с применением коэффициентов, исходя из роста величины прожиточного минимума с 01.01.2002 -1,327; с 01.01.2003 – 1,235; с 01.01.2004 – 1,289. Установлена ежемесячная сумма возмещения вреда в размере 4746,74 рубля с 01.08.2006 г.

Рекомендуем прочесть:  Льготы для проживающих в 4 зоне проживания с льготным соц эконом статуса

Часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ признана Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года № 21-П не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в ней положения — по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования — не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года № 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).

Как усматривается из материалов дела, в январе 2003 года Цветкову В.Г. произведена выплата недополученных денежных компенсаций за период с 22 декабря 1998 года по 14 февраля 2001 года с учетом степени утраты трудоспособности исходя из денежного довольствия, действующего на день выплаты.

установила:

Согласно Письму Центра пенсионного обслуживания ГУВД по Московской области от 18 апреля 2011 года истцу отказано в удовлетворении заявления о перерасчёте суммы возмещения вреда здоровью и рекомендовано обратиться в суд.

Соколов Евгений Юрьевич в период с 1988 по 1989 годы принимал участие в ликвидации последствий взрыва на четвертом энергоблоке на атомной электростанции в Чернобыле. Вследствие этого стал инвалидом третьей группы. Общий трудовой стаж Евгения Юрьевича составляет 8 лет.

Чернобыльской АЭС, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. №907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», внесены изменения в части выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в статье 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решение Суда В Пользу Вдовы Чаэс

  • Ответ на письмо Рязанской областной организации Общероссийской общественной организации инвалидов Союз «Чернобыль» России о проведении лингвистической экспертизы части 2 статьи 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».просмотр документа(для просмотра документа необходимо установить Acrobat Reader.)
  • Информационное сообщение. «О порядке предоставления бесплатных путевок
  • Письмо С.К.Шойгу В Правительство Российской Федерации по предложениям связанным с 25-летней годовщиной катастрофы на ЧАЭС.
  • Заседание организационного комитета 15.02.2011
  • Постановление Правительства РФ от 08 Мая 2009 N 408
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 545 г.

«Семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, выплачивается ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты, но не превышающая максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год (часть в редакции, введенной в действие с 30 мая 2004 года Федеральным законом от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ. *2.2)»

О выплатах вдовам

Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

З. обратилась в суд с иском (с учетом уточнений) к Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о возложении обязанности назначить с 22 ноября 2013 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, предусмотренную частью второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в размере . руб. . коп. с последующей индексацией в соответствии с законодательством Российской Федерации, ежемесячную денежную компенсацию за потерю кормильца-участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотренную статьей 41 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», о возложении обязанности выплатить единовременную компенсацию, предусмотренную статьей 39 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в размере . руб. . коп., указав в обоснование заявленных требований следующее.
Муж истицы . умерший . являлся участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Решением экспертного совета от 14 марта 2011 года федерального государственного учреждения здравоохранения «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий установлено, что причина смерти . связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 22 ноября 2013 года З. обратилась в отдел социальной защиты населения Вурнарского района Казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда, ежемесячной компенсации за потерю кормильца-участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и единовременной компенсации за вред здоровью как члену семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Письмом от 30 декабря 2013 года истице отказано в назначении ежемесячных денежных выплат и единовременной компенсации в связи с тем, что не представлен документ, подтверждающий факт нахождения истицы на иждивении супруга . Согласно справкам, представленным Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики и отделом социальной защиты населения Вурнарского района, за период с 1 октября 2009 года по 30 сентября 2010 года среднемесячный доход . составил . руб. . коп., доход истицы З. — . руб. . коп. Учитывая общий доход супругов, исходя из среднедушевого дохода на каждого члена семьи, размер ежемесячного содержания З. за счет доходов супруга составлял . руб. . коп., что подтверждает тот факт, что истица находилась на иждивении своего мужа. Учитывая, что на четвертый квартал 2010 года (момент смерти . ) величина прожиточного минимума на душу населения составила . руб., истица З. является единственным иждивенцем умершего супруга, имеющим право на получение суммы возмещения вреда, то ежемесячная сумма возмещения вреда составила . руб. . коп., а с учетом индексации по состоянию на 1 января 2013 года — . руб. . коп.
В судебном заседании истица З. и ее представитель Ш. исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в судебное заседание не явился, в представленном заявлении выразил согласие на рассмотрение дела в его отсутствие.
Представители третьих лиц отдела социальной защиты населения Вурнарского района Чувашской Республики казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В судебном заседании помощник прокурора Вурнарского района Чувашской Республики Бородина Е.И. дала заключение об обоснованности исковых требований З.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное истицей З. и на которое помощником прокурора Вурнарского района Чувашской Республики подано апелляционное представление на предмет изменения решения в части размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, предусмотренной частью второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1). В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (часть 2).
В силу приведенной нормы законность и обоснованность оспариваемого решения суда проверяется судебной коллегией лишь в обжалуемой части. В данном случае апелляционная инстанция связана доводами апелляционной жалобы и апелляционного представления. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений статей 1, 2, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации недопустимо.
Истица З., ответчик Казенное учреждение Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, третье лицо Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Принимая во внимание, что в соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в суд лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и апелляционного представления, выслушав заключение прокурора, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленный спор и возлагая на Казенное учреждение Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики обязанность назначить З. с 22 ноября 2013 года ежемесячную компенсацию за потерю кормильца-участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотренную статьей 41 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также обязанность выплатить З. единовременную компенсацию, предусмотренную статьей 39 названного закона в размере . руб. . коп., суд первой инстанции исходил из того, что на момент смерти супруга . умершего . года, истица З., . года рождения, являлась пенсионером по старости, то есть была нетрудоспособной, и с учетом доходов истицы и супруга . до смерти истица находилась на иждивении своего супруга. Установив данные обстоятельства, а также то, что причина смерти . связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о праве истицы на получение ежемесячной компенсации и единовременной компенсации за потерю кормильца вследствие чернобыльской катастрофы.
Решение суда в указанной части лицами, участвующими в деле, не оспаривается, сомнений в его правильности у судебной коллегии не имеется.
Как было указано выше, разрешая спор, суд установил, что истица на момент смерти супруга . являлась пенсионером по старости, то есть была нетрудоспособной. Исходя из доходов истицы и . до его смерти суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истица находилась на иждивении .
Согласно решению Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета от 14 марта 2011 года N 855 причина смерти . связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с частью второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, выплачивается ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты, но не превышающая максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Принимая во внимание, что истица на момент смерти супруга . являлась нетрудоспособной и находилась на его иждивении, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у истицы как члена семьи умершего лица вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС возникло право на получение ежемесячной денежной компенсации в соответствии с частью второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Не оспаривая вывод суда первой инстанции о праве истицы на получение ежемесячной денежной компенсации в соответствии с частью второй статьи 2 названного Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, в апелляционной жалобе и апелляционном представлении приводятся доводы о том, что суд первой инстанции неправильно определил размер указанной ежемесячной денежной компенсации, посчитав, что кроме истицы на иждивении умершего . находился и его сын .
Судебная коллегия находит изложенные в апелляционной жалобе и апелляционном представлении доводы заслуживающими внимания и приходит к следующему.
Исходя из положений части второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право истицы З. на получение ежемесячной денежной компенсации производно от права ее умершего супруга . на получение этой компенсации.
Из материалов дела следует, что . умер . года. При этом причинная связь между его смертью и воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС была установлена лишь 14 марта 2011 года, то есть после его смерти.
Следовательно, в силу статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» у членов семьи, находившихся на иждивении . на момент его смерти, право на получение соответствующей ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда возникло только с 14 марта 2011 года.
По состоянию на 14 марта 2011 года лицом, состоявшим на иждивении . являлась лишь истица З., поскольку сын . — . . достиг совершеннолетнего возраста. При этом оснований для признания . лицом, находившимся на иждивении умершего . из материалов дела в силу статьи 7 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» не усматривается.
При таком положении размер ежемесячной денежной компенсации в соответствии с частью второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» должен быть исчислен с учетом того, что на день возникновения права на назначение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, то есть на 14 марта 2011 года, иждивенцем являлась лишь истица З.
В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» если страховой случай наступил после окончания срока действия трудового договора, по желанию застрахованного учитывается его заработок до окончания срока действия указанного договора либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Согласно пункту 8 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, размер ежемесячной страховой выплаты исчисляется исходя из его среднего месячного заработка за вычетом долей, приходящихся на него самого и трудоспособных лиц, состоявших на его иждивении, но не имеющих право на получение страховых выплат. Для определения размера ежемесячных страховых выплат каждому лицу, имеющему право на их получение, общий размер указанных выплат делится на число лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного.
В пункте 9 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» указано, что исчисленная и назначенная ежемесячная страховая выплата в дальнейшем перерасчету не подлежит, за исключением случаев изменения степени утраты профессиональной трудоспособности, изменения круга лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, а также случаев индексации ежемесячной страховой выплаты.
В силу пункта 11 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год.
Из разъяснений, изложенных в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года N 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни и здоровью гражданина», следует, что в случае, когда потерпевший на момент причинения вреда не работал, по его желанию учитывается заработок до увольнения либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности. Следует иметь в виду, что в любом случае рассчитанный среднемесячный заработок не может быть менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (пункт 4 статьи 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что истица обратилась с заявлением о назначении ежемесячной выплаты 22 ноября 2013 года, следовательно, днем определения размера возмещения вреда является дата обращения, при этом и круг лиц, имеющих право на получение сумм возмещения вреда, определяется на эту дату.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2022 года N 233 величина прожиточного минимума по Российской Федерации за IV квартал 2013 года для трудоспособного населения установлена в размере . руб.
Принимая во внимание, что умерший . не работал с 1995 года, по состоянию на 14 марта 2011 года иждивенцем являлась только истица З., учитывая вышеприведенные положения действующего законодательства, ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, которая должна быть назначена истице, составляет . руб. (. руб. : 2).
При таком положении решение суда первой инстанции подлежит изменению в части определения размера ежемесячной денежной компенсации, подлежащей выплате истице в соответствии с частью второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В остальной части решение суда сторонами не обжалуется, а потому не является предметом проверки суда апелляционной инстанции в соответствии с положениями части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

Рекомендуем прочесть:  Декларация 3 ндфл продажа квартиры с расходами 2022

По ст. 14 закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», чернобыльцам выплачивается ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) в качестве компенсации. Точнее, в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием. А именно: 1) перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, 2) инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы. В их числе: инвалидам из числа принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на других работах на ЧАЭС; военнообязанных, призванных на спецсборы и привлеченных к ликвидации последствий катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лиц начальствующего и рядового состава ОВД, противопожарной службы, проходивших службу в зоне отчуждения; эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зон отселения в ходе эвакуации; граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы.

Напомним, что пособие на погребение выплачивается членам семей и лицам, взявшим на себя организацию похорон «граждан, умерших вследствие лучевой болезни, других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, и умерших инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы». Попытки законодателей вопреки сопротивлению правительства увеличить размеры «гробовых» призваны сохранить существовавшую прежде разницу в размерах пособий на погребение умерших чернобыльцев и соцпособий на погребение покойных из иных категорий «льготников». Ранее, с января 2009 года, был увеличен с 1000 до 4000 рублей размер соцпособия на погребение умерших граждан, установленного законом «О погребении и похоронном деле». Чтобы сохранить особый статус чернобыльцев, с учетом их заслуг перед обществом, решено увеличить пособие на погребение умерших чернобыльцев в такой же пропорции, что сохранит прежнюю дифференциацию в размерах этих пособий. Пока же (с января 2011 года) пособие на погребение умерших чернобыльцев с учетом индексации (4205 рублей) оказалось меньше простого соцпособия на погребение умерших граждан (4260 рублей).

Рекомендуем прочесть:  Могут ли приставы арестовать автокредитную машину

Авторы законопроекта также предлагают в случае смерти чернобыльских ликвидаторов оплачивать все ритуальные услуги в порядке и размере, определяемом для погибших военнослужащих, «по фактическим затратам», то есть компенсировать полную стоимость из госказны. Ведь люди, рискуя жизнью, выполняли свой служебный долг. Правительство РФ выступило против этой нормы, так как в июне Дума приняла поправку к ст. 14 закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», увеличивающую «фиксированное» пособие на погребение с 2000 до 8000 рублей — специально для чернобыльцев.

преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии, в учреждении, организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации;

В Украине и Белоруссии изданы специальные законодательные акты, нормирующие права льготных категорий граждан, связанных с аварией на ЧАЭС. Но в то время как в Белоруссии эти права обеспечиваются на регулярной основе, украинское правительство не может похвастаться такой исполнительностью в связи со сложной экономической и социальной обстановкой, сложившейся в последнее время в государстве.

Форум чернобыльцев

теперь я живу в квартире где выросла мама а родители в квартире где вырос папа. вопрос квартирный возникает когда народ припераеться в Москву и им жить гненгде вот и начинают мутить развод, что бы 2 квартиры вытащить из государства, детей кучу рожают только ради лишних метров.

В 2022 г. гражданин обратился в бюро медико-социальной экспертизы для переосвидетельствования и подтверждения утраты трудоспособности в размере 90%, однако ему отказали в этом. Тогда он предъявил к указанному бюро и МФЦ иск о возложении обязанности по установлению степени утраты профессиональной трудоспособности и признании за ним права на получение возмещения вреда здоровью исходя из заработка за работу на Чернобыльской АЭС.

Суд указал, что тем самым всем гражданам, получавшим до 15 февраля 2001 г. возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации ее последствий, и после этой даты составившим особую категорию инвалидов-чернобыльцев, были обеспечены равные условия перехода к новому механизму возмещения вреда. Кроме того, одновременно им была предоставлена возможность получать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере, предусмотренном п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, если он будет выше по сравнению с ранее назначенным.

Гражданин обратился в Конституционный Суд, указав, что оспариваемые им законоположения о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не соответствуют Конституции РФ, поскольку по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, они допускают возможность снижения размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью гражданам, признанным инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы до вступления в силу изменений и дополнений в Закон о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым при очередном переосвидетельствовании было отказано в установлении степени утраты профессиональной трудоспособности.

Николаев В.Д. обратился с иском в суд областному государственному учреждению «Центр социальной поддержки населения Октябрьского района г. Томска» (далее – ОГУ «Центр социальной поддержки населения Октябрьского района г. Томска») об обязании произвести перерасчет и назначить к выплате, начиная с 01.05.2011 ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в размере 49682,01 рубль в месяц, к Департаменту социальной защиты населения Томской области (далее – Департамент), о включении в реестр граждан, имеющих право на получение денежной компенсации с указанием ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, с 01.05.2011 в размере 49682,01 рубль, с указанием задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, за период с 18.09.1998 по 30.04.2011 в размере 2842 220,64 рубля.

В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 24.07.2009, с изм. от 10.11.2009) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Поскольку спорные правоотношения возникли в 1996 году, при определении размера среднего месячного заработка суд берет за основу сумму условного заработка, полученного им в 1986 году в период выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с учетом индексации полученной суммы на повышающие коэффициенты, соответствующий году начисления заработка, и эту сумму увеличивает в шесть раз, так как увечье получено до 1 января 1991 г.

  • Компенсация в размере прежней ЗП, если его перевели из-за ухудшения здоровья. Их начисляют, пока человек не получит инвалидность или не вернётся к прежнему состоянию здоровья, а, следовательно, – сможет заниматься трудовой деятельностью.
  • Выплата за временную утрату трудоспособности в размере 100% средней ЗП.
  • Перечисление денежных средств чернобыльцам с детьми не старше 14 лет. Производится каждый месяц, а размер выплаты приблизительно равен 700 рублям.
  • Ежемесячная компенсация инвалидам, предоставляемая за ущерб здоровью. Она равна примерно 300 рублей.
  • Выплата за переезд для каждого члена семьи – 1100 рублей.

Соколов Евгений Юрьевич в период с 1988 по 1989 годы принимал участие в ликвидации последствий взрыва на четвертом энергоблоке на атомной электростанции в Чернобыле. Вследствие этого стал инвалидом третьей группы. Общий трудовой стаж Евгения Юрьевича составляет 8 лет.

Форум чернобыльцев

Умерра моя мать-вдова участника воины (был на фронте с 1943 по 1945 г.), чернобыльца (был участником испытания атомной бомбы на Тоцких полигонах). Отец умер в 2007 году и мать получала пенсию отца. Вот и она умерла какие ей положены выплаты на погребение — от кого и в каком размере?

Суд не вправе производить ревизию вступившего в законную силу решения суда под видом рассмотрения другого спора с иной интерпретацией исковых требований, которым по существу уже давалась оценка при рассмотрении аналогичного дела.

Индексация назначенных сумм производилась в соответствии с заявленными истцом требованиями и изменениями базового Закона, применённые при расчете ежемесячных сумм возмещения вреда индексы, решения суда были исполнены сторонами в полном объеме.

Компенсация за инвалидность из-за Чернобыля не должна уменьшаться

Первая инстанция, которую поддержала и апелляционная, отказала в удовлетворении заявленных требований. Кроме того, областной суд, а также судья ВС РФ также отказали в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании.

Оцените статью
Ваш вектор правового обеспечения