Никто, кроме правоохранительных органов, не имеет права осматривать или обыскивать посетителя на выходе из магазина, даже если у охраны есть обоснованные подозрения в том, что гражданин совершил противоправные действия.
Большинство людей воспринимают данную ситуацию негативно: действия охраны унижают, нарушают личное пространство и на некоторое время портят настроение. Большинство людей подчиняются воле человека в форме, а после инцидента задумываются — а имеет ли в принципе право охранник проверять личное имущество?
Имеет ли право охранник в магазине требовать показать сумку
Осмотр охраной сумок и рюкзаков или обыск нарушают конституционные права человека на личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ) и права единолично и по своему усмотрению распоряжаться собственным имуществом (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ).
Права охранника на проходной, полномочия, которыми могут обладать сотрудник охраны на проходной предприятия или другого объекта, закреплены в их внутренних инструкциях, в правилах самого предприятия, могут вытекать из условий трудовых договоров с сотрудниками организации.
Права охранников проходной или магазина
Осмотр представляет собой визуальное освидетельствование содержимого карманов, сумки, транспортного средства и так далее. Осмотр исключает физическое воздействие на предмет осмотра. Иными словами, при осмотре запрещается дотрагиваться до имущества, осуществлять поиск и исследование содержимого багажника, пакета.
Имеет ли право охранник задержать до приезда полиции?
ВНИМАНИЕ: наш адвокат по защите прав покупателя разъяснит Вам права охранников магазина, а также методы борьбы с нарушением прав и законных интересов покупателей, посетителей: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните сегодня!
- потребовать жалобную книгу, где необходимо оставить соответствующую запись;
- потребовать составления акта, где нужно указать обстоятельства случившегося;
- заручиться свидетельством очевидцев: минимум 2 человека, которые могут быть родственниками или случайными посетителями;
- отказаться от компенсации причинённого ущерба на месте: если магазин хочет получить компенсацию, администрация должна подать в суд.
На первый взгляд, покупатель не несёт ответственности за повреждённый товар. Это подкрепляется реальной практикой, когда магазин идёт навстречу и «прощает» разбитую или повреждённую продукцию, небольшой стоимости. Выше было указано, что доказывать вину покупателя придётся через суд, поэтому подавать иск из-за 50-100 рублей ущерба и нести судебные издержки торговой точке невыгодно.
Что говорит закон
В этих ситуациях, покупатель обязан возместить продавцу причинённый ущерб, и после оплаты забрать товар с собой. Некоторые юридически подкованные граждане отказываются возмещать убытки даже после того, как их вина полностью доказана. Распространённый аргумент: магазин изначально закладывает возможные риски в стоимость товара. Такая практика действительно применяется, но это не освобождает виновника от обязанности по возмещению причинённого вреда.