Льгота совершеннолетним детям чернобыльцев судебная практика

Содержание

На денежные выплаты по линии ПФР имеют право не только сами ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС и пострадавшие от воздействия радиации лица, но и их дети и внуки

Установление ПФР выплат категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, регулируется Законом Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1. Размер положенных ежемесячных денежных выплат варьируется в зависимости от конкретной категории. Так, размер ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) с 1 февраля 2022 года для них составляет:

Пример 1: Ликвидатор последствий аварии на ЧАЭС в 1987 году имеет сына 1989 года рождения, который получал ЕДВ до исполнения возраста 18 лет. В 2022 году у сына родился ребенок (внук указанного ликвидатора). Он также имеет право на установление ЕДВ до 18 лет, как ребенок последующего поколения гражданина, пострадавшего вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Пример 2: Гражданка, выехавшая из зоны отселения в 1987 году право на установление ЕДВ не имеет. Однако её ребёнок, рождённый в 2010 году имеет право на установление ЕДВ до достижения возраста 18 лет. Также право на ЕДВ в дальнейшем будут иметь и дети этого ребёнка (внуки гражданки, выехавшей из зоны отселения).

  • дети, проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом;
  • эвакуированные и переселенные из зонотчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая детей, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии;
  • дети первого и последующих поколений следующих граждан: получивших или перенесших лучевую болезнь; инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы; участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986-1987 годах; принимавших участие в 1988-1990 годах в работах по объекту «Укрытие»; эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) из зоны отчуждения или переселенных (в том числе выехавших добровольно) из зоны отселения (право на указанную выплату имеют только дети, родившиеся после радиоактивного облучения одного из родителей).

Со времён катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, — самого крупного в истории человечества техногенного коллапса, прошло более 30 лет. Несмотря на солидный срок, до сих пор в жизни многих наших сограждан та авария связана не только с воспоминаниями, но и с последствиями для здоровья, которые проявились давно, только сейчас или проявятся в будущем. Для тех, кто пострадал от последствий аварии на ЧАЭС, законодательством определён ряд льгот на федеральном уровне, в том числе – право на получение выплат по линии Пенсионного фонда РФ. Среди граждан, которые могут обращаться за такими выплатами – последующие поколения «чернобыльцев».

Какие льготы положены детям ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС (удостоверение выдано посмертно)

Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее — Закон № 1244-1) считается основным нормативным актом, который регулирует статус чернобыльца). На сегодня предусмотрена пенсия инвалидам-чернобыльцам I и II группы — 12399,63 руб., III группы — 6199,81 руб.

Как часто Вы прибегаете к услугам юриста/нотариуса/адвоката?
Постоянно, штатный.
11.11%
Только по мере необходимости.
44%
Особо нет надобности, консультируюсь в интернете.
44.89%
Проголосовало: 225

предоставление места в домах ветеранов, пансионатах для престарелых и инвалидов; взависимости от региона, для чернобыльцев имеются налоговые льготы по транспортному налогу в 2022 году — они вносят только часть либо не платят вовсе; внеочередное трудоустройство после переезда на новое место проживания и т.д.

Пользование удостоверением чернобыльца дает следующие льготы: улучшение жилищных условий; скидка на оплату жилой площади в размере 50 %; скидка в сфере ЖКХ при оплате коммунальных услуг в размере 50 %; такая же скидка на топливо для обогрева жилья; возможность избежать увольнения по сокращению на официальном месте трудоустройства; вступление вне очереди в круг членов строительных и/либо гаражных кооперативов; скидки на подоходный и транспортный налог; внеочередное предоставление земли при необходимости строительства жилого здания; приобретение дачи вне очереди; медицинская помощь вне очереди; внеочередное обслуживание в аптеках; возможность внеочередного предоставления детям мест в лечебных заведениях, санаториях, а также дошкольных учреждениях;

Перечень выплат для потерпевших: компенсация до прежней заработной платы, если гражданин по состоянию здоровья был переведен. Такие выплаты полагаются либо до назначения инвалидности, либо до возврата трудоспособности; пособие по нетрудоспособности; ежемесячная компенсация инвалидам за причиненный вред здоровью.

Льгота совершеннолетним детям чернобыльцев судебная практика

Как следует из представленных материалов, Ю.С. Ефименко, родившийся 9 мая 1995 года, проживал с момента рождения до 18 апреля 2022 года в городе Новозыбкове Брянской области, который на тот период согласно утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года № 1582 Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, был отнесен к зоне отселения, а в соответствии с действующим законодательством относится к зоне проживания с правом на отселение (постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2022 года № 1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» вступило в силу 21 октября 2022 года).

1. В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации Володарский районный суд города Брянска оспаривает конституционность положений частей второй и третьей статьи 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с которыми гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 данного Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 данного Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 данного Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы (часть вторая); гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 1 января 1994 года в зоны радиоактивного загрязнения, указанные в статье 7 данного Закона, меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 данного Закона, не предоставляются (часть третья).

Поскольку неопределенность относительно конституционности положений частей второй и третьей статьи 22 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отсутствует, запрос Володарского районного суда города Брянска не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Ю.С. Ефименко обратился в Володарский районный суд города Брянска с заявлением о признании права на одноразовое улучшение жилищных условий и понуждении к включению в списки граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий, не по части третьей статьи 22 Закона, как лица, прибывшего в зоны радиоактивного загрязнения после 1 января 1994 года (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией), а по пункту 7 статьи 17 и по части первой статьи 22 Закона — как лица, выехавшего добровольно из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы.

Того же мнения придерживается и Генеральная Прокуратура Российской Федерации. В ответе заместителя Генерального прокурора Российской Федерации С.Г. Кехлерова на обращение судьи-докладчика отмечается, что «системный анализ норм Закона № 1244-I позволяет сделать вывод, что действие оспариваемых норм распространяется только на граждан, которые переселились в зоны отселения или в зоны проживания с правом на отселение после катастрофы на Чернобыльской АЭС. При этом законодатель прямо исключил их применение в отношении граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 Закона № 1244-I (на которых распространяется мера социальной поддержки по обеспечению жильем, предусмотренная пунктом 7 статьи 17 Закона № 1244-I), к которым, в первую очередь, относятся лица, проживавшие на момент аварии на Чернобыльской АЭС на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

Аргумент, связанный с возрастом заявителя, опровергается Определением Верховного Суда от 25.07.2008 №46-В08-8, в котором отмечено, что указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет соответственно.

Рекомендуем прочесть:  Льготы при рождении 3 ребенка мать одиночка

Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

В 2022 году Алексей Львович обратился в Пенсионный Фонд, полагая, что, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 2 его статьи 15 военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, он имеет полное право на получение двух пенсий: пенсии по инвалидности и страховой пенсии.

Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

КС выявил неопределенность в системе социальной защиты внуков «чернобыльцев»

Первой инстанцией иск был удовлетворен, однако определением апелляционной инстанции решение отменено и вынесено новое – об отказе в удовлетворении исковых требований. Апелляционный суд указал, что факт радиоактивного облучения одного из родителей ребенка не подтвержден, а одного факта того, что его дед отнесен к категории граждан, указанных в п. 1–3 и 6 ч. 1 ст. 13 Закона № 1244-1, для признания за ребенком права на ежемесячную денежную выплату недостаточно. Кассационная инстанция оставила данное определение без изменений. В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ было также отказано.

В ноябре 2022 г. женщина обратилась в общественную организацию «Союз Чернобыль» Республики Дагестан с просьбой защитить в суде права и законные интересы ее дочери. Общественная организация предъявила к территориальному органу ПФР иск о признании незаконным решения об отказе установить ежемесячную денежную выплату несовершеннолетней Адиле Меджидовой как внучке инвалида-чернобыльца, о возложении на ответчика обязанности по установлению данной выплаты и о взыскании образовавшейся задолженности.

Адвокат АК № 22 «Гражданские компенсации» Марина Сомова подчеркнула, что разносторонняя судебная практика по одному и тому же вопросу всегда говорит о наличии проблемы. По ее мнению, если есть запрос общества, значит, проблема существует, она актуальна и требует разрешения. «Действительно, в ч. 1 ст. 27.1 Закона № 1244-1 просто перечисляются категории лиц, которые имеют право на получение ежемесячной выплаты. Юристы читают закон буквально, и мало кто обращает внимание на преамбулы нормативного акта, с какой целью устанавливаются те или иные правила. Правом толкования у нас наделен Верховный Суд РФ, но не всегда можно добиться желаемого результата с помощью данного судебного органа», – прокомментировала она.

Однако, как обратил внимание Суд, впоследствии ПФР, на территориальные органы которого ч. 5 ст. 27.1 Закона № 1244-1 возложены полномочия по установлению и выплате ежемесячной денежной выплаты, стал применять иное толкование соответствующих норм, ссылаясь на Письмо Минтруда России от 13 февраля 2022 г. № 13-7/В-229. В письме говорится, что необходимым условием для приобретения права на ежемесячную денежную выплату детьми второго поколения (внуками) инвалидов-чернобыльцев является факт радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей ребенка. Судебная практика следовала тому же принципу.

Во-вторых, указал адвокат, такое толкование закона самостоятельно исполнительными органами, без инициирования ими внесения изменений в сам закон, фактически принимает силу закона: «Таким образом, в Законе № 1244-1 выявилась старая беда нашего законодателя – слабая юридическая техника издания и проработки законодательных актов, без анализа их последующего правоприменения в исторической перспективе».

Постановление Конституционного Суда РФ от N 7-П; По делу о проверке конституционности пункта 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации; О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ; О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации; О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ; О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации; О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; и в статью 2 Федерального закона; О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации; О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; и положения пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 22 августа 2004

Решением Куйбышевского районного суда города Омска от 4 октября 2022 года, законность которого была подтверждена апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 18 января 2022 года, его требования были оставлены без удовлетворения. В передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании судов кассационной инстанции заявителю также было отказано (определение судьи Омского областного суда от 24 апреля 2022 года, определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2022 года).

2.3. Федеральным законом от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ (пункт 1 статьи 2), направленным на исполнение названного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, в часть первую статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ были внесены изменения, согласно которым гражданам, получавшим возмещение вреда до вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а в случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.

3.1. Инвалидность может устанавливаться на определенный срок (в качестве общего правила) или же бессрочно. Между тем, в изъятие из общего правила, согласно которому инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год (пункт 9 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95), очередное медицинское переосвидетельствование инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы через пять лет, при этом лицам, достигшим возраста выхода на пенсию по старости, инвалидность устанавливается бессрочно (часть пятая статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»); в зависимости от степени тяжести имеющихся у инвалидов-чернобыльцев заболеваний, а также с учетом результатов реабилитационных мероприятий инвалидность при очередном переосвидетельствовании может быть установлена бессрочно и до достижения возраста выхода на пенсию по старости.

Гражданин, причина инвалидности которого была связана с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и которому при переосвидетельствовании инвалидность не была подтверждена, утрачивает данный статус и не вправе претендовать на составляющие его содержание меры социальной защиты, в том числе на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью. Изменение же группы инвалидности влечет за собой изменение содержания и (или) объема социальной защиты, отдельные меры которой дифференцируются в зависимости от группы инвалидности, как, например, предусмотренные пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеры ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью для инвалидов-чернобыльцев, впервые обратившихся за их установлением после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ.

После того как Главное бюро медико-социальной экспертизы по Омской области отказало ему в удовлетворении заявления о переосвидетельствовании и подтверждении утраты трудоспособности в размере 90 процентов (письмо от 10 марта 2022 года), А.Я. Сизов предъявил к названному учреждению, а также к бюджетному учреждению Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» иск о возложении обязанности по установлению степени утраты профессиональной трудоспособности и признании за ним права на получение возмещения вреда здоровью исходя из заработка за работу на Чернобыльской АЭС.

С учетом правовых позиций, высказанных в определении Конституционного Суда РФ от 07.10.05 № 385-О, в Постановлении от 14.12.00 № 35 (п. 17.1) дается следующее разъяснение. Закон от 15.05.91 № 1244–1 к указанным категориям граждан применяется в полном объеме, а ранее вынесенные судами решения об отказе в удовлетворении требований граждан, пострадавших вследствие радиационного воздействия, не связанного с катастрофой на Чернобыльской АЭС, о предоставлении им льгот и компенсаций, предусмотренных Законом от 15.05.91 № 1244–1, подлежат пересмотру и при истечении сроков на обжалование в суд надзорной инстанции применительно к порядку, установленному гл. 42 ГПК РФ.

Рекомендуем прочесть:  Льготные награды при получении ветеран труда

Ошибки при расчете заработка пострадавших от катастрофы на ЧАЭС в практике судов носят довольно распространенный характер. Возможно ли исправление такой ошибки по инициативе органов, осуществляющих выплаты чернобыльцам в порядке пересмотра состоявшихся решений по вновь открывшимся обстоятельствам?

Поскольку меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, в силу п. 3 ст. 14 Закона о ветеранах распространяются на граждан, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), т. е. при наличии формулировки инвалидности «военная травма», то на граждан, инвалидность которых обусловлена катастрофой на ЧАЭС, данные льготы не распространяются.

В пункте 15 Постановления от 14.12.00 № 35 дано разъяснение по вопросу о возможности и о порядке назначения инвалидам-чернобыльцам одновременно двух пенсий на основании разных федеральных законов. При этом внимание судов обращается на то, что пунктом 2 ст. 29 Закона от 15.05.91 № 1244–1 (в ред. Федеральных законов от 24.11.95 № 179-ФЗ и от 12.02.01 № 5-ФЗ) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и других лиц, перечисленных в этой норме, были приравнены по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы.

Постановлением Пленума ВС РФ от 11.05.07 № 23 (далее – Постановление от 11.05.07 № 23), а также постановлением Пленума ВС РФ от 05.04.05 № 7 (далее – Постановление от 05.04.05 № 7) внесены изменения и дополнения в Постановление от 14.12.00 № 35. Кроме того, был принят ряд других документов, имеющих значение для судебной практики, связанной с определением размера возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам и с его индексацией.

Какие льготы положены ребенку ликвидатора аварии на ЧАЭС

Добрый день. Сын, 2000 г.р.- ребенок ликвидатора аварии на ЧАЭС, инвалида 2 группы (лучевая болезнь) до 18 лет получал соц.помощь (выплаты) отцом, по достижению 18лет выплаты прекращены по закону, но остались ли льготы, положенные после достижения совершеннолетия? Социальная защита говорит, что нет. Но я читала, что есть льготы!

Добрый день! Исходя из положений ч.1 ст.14 и ч.2 ст.15 Федерального закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», совершеннолетние дети умерших участников ликвидации катастрофы, имеют право на:

Труд работников, пострадавших в результате радиационных катастроф (чернобыльцы, семипалатинцы, «маяковцы» и др

3 В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 зона отчуждения (именовавшаяся в 1986-1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года ‒ зоной отселения) ‒ территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано.

6 В соответствии со ст. 9 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 зона отселения ‒ часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 ‒ свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 ‒ свыше 0,1 Ки/кв. км.

IV. Гарантии гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение 4 , гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения, а также гражданам, указанным в п. 4 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.11.1998 № 175-ФЗ:
1) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в зависимости от времени проживания (работы):

Важно! Детьми считаются в том числе и те, кто на день эвакуации находился во внутриутробном состоянии.
2) детям, родившимся после радиоактивного облучения одного из родителей вследствие чернобыльской катастрофы, а также детям первого и последующих поколений (внуки, правнуки и т.д.), следующих лиц:

VIII. Гарантии гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне:
1) преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы в организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации данной организации;
2) выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка независимо от продолжительности страхового стажа (в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт);
3) использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время,
4) получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней;
5) доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу.
Доплата осуществляется работодателем до восстановления трудоспособности или установления инвалидности.

Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности) (пункт 4 части первой статьи 15 Закона)

Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 15 части первой статьи 14 Закона):

Ежемесячная компенсация на питание обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего или среднего общего образования, если они не посещают организацию, осуществляющую образовательную деятельность, по медицинским показаниям (пункт 3 части первой статьи 25 Закона)

Все ликвидаторы ЧАЭС во время отсутствия у них постоянного места работы могут получать пособие по безработице, которое равно полному среднему заработку за предыдущие несколько лет. Если на каком-либо предприятии происходит сокращение численности работников, то ликвидаторы последствий чернобыльской аварии имеют определённые преимущества перед другими сотрудниками, при этом никакого влияния не оказывает на это их стаж работы или возраст. Поэтому, как правило, ликвидаторы никогда не бывают уволены в связи с сокращением.

Детям и внукам чернобыльца обязаны предоставить место в любом детсаду и санатории, причём – вне очереди. Это действует в отношении тех, чьи родители стали жертвами техногенной катастрофы и во время аварии находились в наиболее вредных зонах (отчуждения либо отселения). Чтобы получить место на таких условиях, льготнику нужно подать заявление в учреждение, оказывающее такие услуги, либо же в районную администрацию.

Огромное количество людей погибло в результате чернобыльской катастрофы в 1986 году, но еще больше граждан стали инвалидами, остались вдовами и потеряли кормильца. В связи с этим государство обязано было принять меры по поддержке пострадавших из-за аварии людей. По сей день действуют льготы, компенсации и выплаты самим Чернобыльцам, иждивенцам, вдовам, а также назначаются пособия детям Чернобыльцев.[2]

  • свидетельство о рождении или паспорт, также можно предоставлять и другие справки, которые подтверждают родственные связи с пострадавшими;
  • справки, свидетельствующие о факте участия в ликвидации аварии на ЧАЭС;
  • справка, подтверждающая нахождение несовершеннолетнего ребенка на иждивении, если на содержании пострадавшего находится совершеннолетний ребенок, который является инвалидом, то ему также полагаются определенные льготы.
  • свидетельство о смерти пострадавшего на ЧАЭС (в случае если родственник уже умер).

Необходимо отметить, что для тех, кто работает или проживает в зоне отселения, пенсионный возраст может быть уменьшен максимум на 7 лет. Для граждан, находящихся в зоне проживания с правом отселения – не более, чем на 5 лет. И лишь на три года уменьшается возраст выхода на пенсию для тех, кто проживает в зоне со льготным статусом.

Какие права имеют дети чернобыльцев и на какие льготы могут рассчитывать

Права детей тех граждан, кто пострадал от техногенной катастрофы в Чернобыле, на определенный набор льгот защищает Закон РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1, где описаны основные привилегии как самих граждан, пострадавших от воздействия радиации, или ликвидаторов последствий катастрофы, так и их семей – в том числе детей (на внуков действие закона также распространяется, в статье 25 закона № 1244-1 указано: «детям первого и последующих поколений»). Также при установлении льгот играет роль тот факт, что семья определенное время (как минимум год) жила или продолжает проживать в зонах отселения или на иных территориях, прилегающих к зоне заражения (все географические термины также подробно расписаны в вышеуказанном законе).

  • дети и внуки появились у родителей, которые были эвакуированы из зоны отчуждения (даже если на тот момент еще не появились на свет и были в утробе матери);
  • дети и внуки появились у граждан, которые получили лучевую болезнь, ликвидировали последствия аварии в 1986–1987 годах, принимали участие в возведении и обслуживании объекта «Укрытие» в 1988–1990 годах, а также стали инвалидами из-за катастрофы.

Законодательством нашей страны предусмотрен целый перечень льгот для социально незащищенных людей, попавших в сложную ситуацию. И в том числе для тех, кто в далеком 1986 году пострадал из-за аварии на Чернобыльской АЭС, а также имеет опыт проживания на в местности неподалеку от территории, на которой произошла катастрофа. Причем эти льготы действуют не только для самих участников тех событий, но и для их детей и даже внуков. Далее рассмотрим, какие льготы детям чернобыльцев полагаются в настоящий момент.

Согласно закону № 1244-1, несовершеннолетним, которые живут в зоне отселения или проживания с правом на отселение, а также вышеуказанным «детям первого и последующих поколений» ежемесячно полагается сумма в 772 рубля. Юным жителям зоны с льготным социально-экономическим статусом – 464 рубля.

Данные абитуриенты имеют право совершенно бесплатно окончить подготовительные курсы перед экзаменами, а при поступлении на бюджет будут иметь приоритет перед другими потенциальными студентами, если наберут равное число баллов с теми, кто проходит конкурс на общих основаниях.

Закон о соцзащите жертв катастрофы на ЧАЭС обеспечивает поддержку и возмещение вреда всем членам семей граждан, подвергшихся облучению, в том числе последующему поколению их детей. Упоминание первого и последующих поколений сохранялось в этом документе, несмотря на многочисленные изменения, которые в него вносили с 1992 года, напомнил Конституционный суд.

Рекомендуем прочесть:  Выплата на третьего ребенка в ростовской области в 2022

Тогда женщина попросила КС проверить п. 9 ч. 1 ст. 27.1 закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которому на выплаты имеют право дети «первого и последующих поколений», родившиеся после радиоактивного облучения «одного из родителей». По мнению Меджидовой, норма не точна сама по себе и противоречит конституционным нормам о равенстве перед законом и непосредственном действии прав человека.

В 2005 году начался переход от льгот в «натуральном» виде к денежным выплатам. Хотя формулировка закона осталась прежней, и тогда практика начала меняться, полагает КС. Поначалу упоминание о последующих поколениях трактовали буквально и внукам ликвидаторов назначали полагающиеся выплаты. Но со временем ПФР начал использовать как критерий наличие у одного из родителей удостоверения, подтверждающего факт его облучения. Судебная практика последовала этому новому подходу. Это привело к дефекту нормы и неравной защите прав разных потомков «чернобыльцев», что противоречит Основному закону.

В 1988–1990 годах отец Айтабак Меджидовой принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Впоследствии он получил инвалидность. В 2022 году у Меджидовой родилась дочь, и женщина попросила назначить ей ежемесячную выплату. Но Пенсионный фонд в этом отказал, так как заявительница не предоставила документов, подтверждающих, что родители младенца подверглись воздействию радиации.

Конституционный суд предписал законодателю в течение года устранить неопределенность в формулировках и такое неравенство. До тех пор ежемесячная денежная выплата внукам инвалидов-чернобыльцев подлежит назначению при подтверждении факта облучения одного из родителей. КС также предписал пересмотреть дело Меджидовой с учетом этой позиции.

Статья 27.1. Ежемесячная денежная выплата гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы Комментарий ГАРАНТа Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ установлено, что впредь до вступления в силу соответствующего федерального закона сумма ежемесячной денежной выплаты не учитывается при исчислении размера совокупного дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) для оценки их нуждаемости при определении права на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг Право на ежемесячную денежную выплату имеют: 1) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы; 2) граждане, указанные в пункте 1 части первой статьи 13 настоящего Закона; 3) граждане, указанные в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона; 4) граждане, указанные в пункте 4 части первой статьи 13 настоящего Закона; Комментарий ГАРАНТа О конституционно-правовом смысле положений пункта 5 части первой статьи 27.1 настоящего Закона см. Определение Конституционного Суда РФ от 14 июня 2006 г. N 273-О 5) граждане, указанные в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона из числа граждан, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения; 6) граждане, указанные в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона; 7) граждане, указанные в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона; граждане, указанные в пункте 9 части первой статьи 13 настоящего Закона; 9) дети и подростки в возрасте до 18 лет, проживающие в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированные и переселенные из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, а также дети первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей; 10) дети и подростки в возрасте до 18 лет, постоянно проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, указанным в части первой настоящей статьи, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему наиболее высокий размер. Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере: 1) инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы — 1 544 рублей; 2) гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, — 1 544 рублей; 3) гражданам, указанным в пунктах 1 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, а также гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона из числа граждан, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения, — 1 236 рублей; 4) детям и подросткам в возрасте до 18 лет, проживающим в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированным и переселенным из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, а также детям первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1 — 3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, родившимся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей, — 772 рублей; 5) гражданам, указанным в пунктах 7 — 9 части первой статьи 13 настоящего Закона, — 309 рублей; 6) детям и подросткам в возрасте до 18 лет, постоянно проживающим в зоне с льготным социально-экономическим статусом, — 464 рублей. Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции. Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Ежемесячная денежная выплата производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. https://base.garant.ru/185213/

Люди, пострадавшие от радиации при взрыве атомной электростанции на Чернобыле и при содействии ликвидации последствий аварии, относятся к льготной категории граждан. В связи с этим им полагаются различные пособия и льготы. Давайте выясним, какие можно оформить компенсации Чернобыльцам за вред, причиненный их здоровью.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда признала право на ежемесячные денежные выплаты внучкам ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС. Инициатором обращения в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в интересах несовершеннолетних девочек, у которых дедушка принимал участие в ликвидации последствий аварии на АЭС, — прокурор Советского округа. В 2006 году мужчина скончался. Однако, Пенсионный фонд отказался начислять его внучкам ежемесячную денежную выплату (информация с сайта Российской газеты от 12.11.2022).

  • Компенсация в размере прежней ЗП, если его перевели из-за ухудшения здоровья. Их начисляют, пока человек не получит инвалидность или не вернётся к прежнему состоянию здоровья, а, следовательно, – сможет заниматься трудовой деятельностью.
  • Выплата за временную утрату трудоспособности в размере 100% средней ЗП.
  • Перечисление денежных средств чернобыльцам с детьми не старше 14 лет. Производится каждый месяц, а размер выплаты приблизительно равен 700 рублям.
  • Ежемесячная компенсация инвалидам, предоставляемая за ущерб здоровью. Она равна примерно 300 рублей.
  • Выплата за переезд для каждого члена семьи – 1100 рублей.

Дети инвалиды получают дополнительные льготы. Правительство приняло решение дополнить действующее законодательство, касающееся пострадавших в результате аварии на ЧАЭС (статья 4). Дополнение заключается в предоставлении денежных средств и мер социальной поддержки детям граждан, которые ранее проживали или до текущего момента проживали на территории Чернобыля. При этом место рождения ребенка в учет не берется.

Льготы детям и внукам ликвидаторов чернобыльской аэс в 2022

Установление выплаты производится при соблюдении определенных условий. Прежде всего, родители должны относиться к определенной категории: граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986 — 1987 гг., в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 — 1990 гг. в работах по объекту «Укрытие», а также граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 г. из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 г. и в последующие годы. Право на ежемесячную денежную выплату усыновленным детям в федеральном законе не прописано. Размер ЕДВ для данной категории составляет 904 руб. 40 коп.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2022 г. № 74 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2022 году» были проиндексированы выплаты пострадавшим от радиационных аварий. На 2022 год установлен коэффициент индексации, равный 1,025.

Другое новшество не скажется на кармане льготников. Оно касается изменения механизма распределения денег, направляемых на финансирования программы социальной поддержки. На основании закона №428 функции распорядителя передадут муниципалитетам, чем снимут нагрузку с федеральных органов.

Какие денежные выплаты полагаются внукам ликвидаторам Чернобыля? сейчас я получала 1.011 руб., написала отказ от соц пакета. мне сказали , что получу с 1 января прибавку, но ее не получила. пошла узнать, почему ее нет. сказали, что не положено, это все входит в эту выплату. и вообще будет прибавка пенсии с 1 апреля. я дождалась получила на 50 рублей больше. хочу точно узнать, что положено внукам. и еще старшему сыну 23 года, работает и учится заочно. ему отказали в выплате, сказав, что до 18 лет. помогите, пожалуйста, разобраться: правильно мне платят. я просто не пойму, почему отказались платить за соц пакет. ведь они мне сами сказали, что я могу это сделать.

Пожалуйста имеют ли право на льготы дети и внуки ликвидатора ЧАЭС если дети ликвидатора родились до аварии. Ликвидатор погиб через 30 лет после аварии, льготы и пенсии получал. удостоверение и всякие подтверждающие документы о том что он был ликвидатором есть.

Оцените статью
Ваш вектор правового обеспечения