С 2003 года законодательство России перевело разрешение конфликтных ситуаций на дороге в цивилизованное русло. Даже если у виновника ДТП нет средств на возмещение ущерба, пострадавший в любом случае получит компенсацию от страховой компании, подписавшей с водителем договор обязательного страхования автогражданской ответственности – ОСАГО. По закону автовладелец обязан застраховать транспортное средство не позднее чем через пять дней после оформления прав собственности. Управление автомобилем без полиса запрещено. Отсутствие документа препятствует регистрации в ГИБДД. Поэтому вероятность встретить на дороге незастрахованный транспорт мала.
Какие документы предоставить
При обычных обстоятельствах выплаты производятся в течение 20 рабочих дней с момента подачи заявления и документов. По истечении этого срока заявитель получит страховку, направление на ремонт или обоснованный отказ. Если возбуждено уголовное дело и следствие затягивается, то решение о величине компенсации принимает суд.
4 полезных совета
Если пострадавший не является владельцем транспортного средства, то необходима доверенность от собственника на право получения возмещения. Когда компенсация направляется на имя несовершеннолетнего (бывает и такое), необходимо предоставить разрешительные документы от органов опеки.
Однако на практике 20-дневное требование часто не соблюдается. Поводом может стать, например, предоставление неполного комплекта документов или некорректное оформление одного из них. Тогда выходит, что сам заявитель не выполнил условия, и задержка обусловлена причинами, не зависящими от страховой.
Но не всякий ущерб попадает под компенсацию по ОСАГО. К нестраховым случаям относят происшествия, не связанные с движением транспортного средства. То есть, если вы в гаражах «не разъехались» с соседом, это страховой случай. А если вашу машину ударило распахнувшейся створкой его ворот, то нет.
Что не возмещают по ОСАГО
Подтверждение ДТП, оформленного по Европротоколу. В последние годы относительно мелкие аварии предписывается оформлять по так называемому Европротоколу. Это делают сами участники без привлечения ГИБДД, заполняя в двух экземплярах специальный бланк, выдаваемый вместе с полисом ОСАГО, или с помощью приложения «Помощник ОСАГО» для смартфонов. О том, в каких ситуациях применим Европротокол и как правильно зафиксировать ДТП, мы уже писали.
Направление в сертифицированный автосервис выдадут, только если машине не больше двух лет. Если со дня выпуска прошло больше времени, страховая не обязана выдавать направление в тот сервис, где официально ремонтируют автомобили конкретной марки. Даже если в этом случае автомобиль снимут с гарантии или вы просто не доверяете другим сервисам.
После страхового случая потерпевший должен сообщить о нем страховой компании и предоставить машину для осмотра. Пакет документов можно отправить в любой офис или филиал страховой компании, который есть в приложении к полису.
Если машину нельзя доставить на осмотр
Это касается даже тех случаев, которые не попадают под действие закона о приоритете ремонта над выплатами. Если страховая выдала направление на ремонт, она взяла на себя ответственность за его качество и сроки.