Вывод с семьями соп для соц педагога как нужно с ними работать

Из этого следует, что неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального благосостояния, а от сформировавшегося в ней психологического климата. Поэтому можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально опасном положении:

Скачать:

Работа социального педагога по устранению семейного неблагополучия и выведения семьи из трудной жизненной ситуации проводилась в соответствии с этими выше перечисленными документами. Проделанная работа показала позитивную динамику снижения количества семей, состоящих на профилактическом учёте.

Предварительный просмотр:

Педагогическая: занятость детей в кружках, секциях, контроль за посещаемостью воспитанником ОУ, консультирование родителей по вопросам воспитания ребёнка, просвещение родителей с целью формирования критического отношения к социально опасным явлениям (учреждение образования).

Поэтому социальный педагог должен запланировать вместе с администрацией образовательных учреждений, учителями, психологом социальной службы включение в тематику родительских собраний, встреч беседы, занятия по проблемам воспитания детей и семейных взаимоотношений.

Если проблема безработицы связана с невостребованностью профессии на рынке труда (в т. ч. по причине физических или возрастных ограничений клиента), специалист может посоветовать семье обратиться в центр занятости населения с целью переквалифицикации по другому профилю для дальнейшего трудоустройства.
При отсутствии у клиента профессионального образования специалист может направить его на консультацию в центр занятости населения, где ему окажут содействие в обучении, чтобы в результате человек получил профессию и устроился на работу.
Кроме этого, специалисту по социальной работе вместе с представителями других ведомств (КДН, УВД, органы опеки), общественных организаций необходимо порой провести большую, кропотливую работу с малообеспеченной семьей, направленную на: изменение социальных установок и семейных ценностей; формирование мотивации на лечение от алкоголизма и наркотической зависимости.

Как часто Вы прибегаете к услугам юриста/нотариуса/адвоката?
Постоянно, штатный.
11.11%
Только по мере необходимости.
44%
Особо нет надобности, консультируюсь в интернете.
44.89%
Проголосовало: 225

К беседе с семьей необходимо предварительно подготовиться: проанализировать уже имеющуюся информацию, подготовить вопросы, составить план разговора. Вопросы, продуманные заранее, должны вплетаться в ход беседы; их не следует ставить прямо, если они не касаются формальных данных. Если в задачу определенной беседы входит консультация или коррекционное, обучающее воздействие, то специалист должен ясно представлять (продумать) результат встречи.

На семью заводится карта, которая содержит индивидуальный план работы с семьёй, социальный паспорт семьи, педагогическую характеристику обучающегося, социально – психологическую карту несовершеннолетнего, акты обследования жилищно – бытовых условий, листы бесед с родителями (законными представителями), отчёты и другие сведения

Кроме того, работа с семьями социально опасного положения осуществляется при тесном сотрудничестве с сотрудниками ОМВД России по ЗАТО Мирный, ТКДН и ЗП МО Мирный, ГБСУ АО «Плесецкий СРЦН», МУ «Управление образования и социальной сферы администрации Мирного», учреждениями дополнительного образования города (ДДТ, ДШИ, ДЮСШ). Совместными формами работы являются сверка списков, рейды по проверке семей по месту жительства, организация досуга несовершеннолетних, трудоустройство, консультирование, присутствие педагогов школы на допросах несовершеннолетних, отчётность, внесение предложений и изменений в планы индивидуальной профилактической работы.

При выявлении семейного неблагополучия или фактов жестокого обращения с детьми информация направляется для проведения проверки в ОМВД России по ЗАТО Мирный, а также для сведения в ТКДН и ЗП МО Мирный, МУ «Управление образования и социальной сферы», ГБСУ АО «Плесецкий СРЦН».

Психологическая: сопровождение процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонений в развитии ребёнка) (учреждение образования, просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья ребёнка. коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений (учреждение образования).

В работе с семьями можно выделить основные направления работы: проверка жилищно-бытовых условий семьи, сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия, составление плана работы с семьей, проведение консультаций, лекций для родителей, оказание им социально-психологической, посреднической и правовой помощи, отслеживание успеваемости и посещаемости учащихся из неблагополучных семей, организация досуговой занятости детей из данных семей во внеурочное время и во время каникул.

В настоящее время семьи переживают тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический уклад семьи. В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными, фактически забывая о своих детях и бросая их на произвол.

  • конфликтная – наиболее распространённый тип (до 60% от числа всех семей категории), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;
  • аморальная – характеризующая забвением всяких моральных и этнических норм; конфликтную и аморальную семьи объединяет то обстоятельство, что положение в них оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;
  • педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания: такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с лидером.
  • асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.
Рекомендуем прочесть:  Петргу когда начисляеься повышенная стипендия

Скачать:

8. Индивидуальный план профилактической работы с семьей СОП/ТЖС, в котором прописываются конкретные мероприятия по ликвидации социально опасного положения семьи, указываются конкретные сроки реализации мероприятий, ответственные лица за проведение мероприятий.

Предварительный просмотр:

В МБОУ СОШ №3 работа по предупреждению, профилактики и устранению неблагополучия в семье осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом РФ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Законом КК №1539 «О мерах по профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае», с постановлением главы администрации Краснодарского края от 4 апреля 2008 года «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в области организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении», к онвенцией о правах ребенка, декларацией прав и свобод человека, «О семейной политике» и другими нормативно-правовыми документами, регламентирующими социальную защиту детей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию.

Самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает социальному педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Социальный педагог в естественных условиях наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом.

Содержимое разработки

В соответствии с Федеральным законом №120-ФЗ от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», ведомственными нормативными актами и инструктивно-методическими материалами вводится понятие: семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей: улучшение положения и качества жизни ребенка, устранение причин неблагополучия, расширение возможностей защиты права на жизнь, на достойную жизнь, на здоровье и образование.

Поведение родителей в таких семьях напоминает поведение маленьких детей, которые не могут найти контакта со взрослыми. Часто родители в такой семье — это люди, выбитые из колеи жизни, находящиеся в глубокой депрессии.

Родительские конференции имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Они должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут дети.
Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них — примерные темы родительских конференций. Конференции должны готовиться с обязательным участием педагога — психолога, социального педагога. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а так же знакомство учеников конференции с результатами исследований. Активными участниками конференции могут выступить сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиции собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по намеченной проблеме.

Тематические консультации. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их можно решить лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение. Для того чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашают для участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений. В тематической консультации должны участвовать специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения проблемы. Это социальный педагог, педагог — психолог, представитель правоохранительных органов и т.д. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по вопросам, которые их волнуют.

Когда речь заходит о детях из алкогольных семей, наше воображение рисует образ неухоженного, неопрятного ребенка, который слоняется по улице, плохо учится, бывает агрессивным со сверстниками. В некоторых случаях это действительно так. Пьющие семьи могут состоять на учете в полиции, в наркодиспансере. Поскольку большая часть денег уходит на выпивку, то в алкогольных семьях постоянно не хватает денег, взрослые могут вести себя асоциально. Некоторых родителей лишают родительских прав. Часто дети из подобных семей имеют проблемы, связанные с задержкой психического развития, что само по себе создает для ребенка огромный комплекс трудностей в обучении и пребывании в школе. Это — ярко видимые характеристики, и, как правило, школьные специалисты сразу определяют скрывающиеся за ними проблемы. Конечно, их замечают и сверстники. Дети с признаками задержки психического развития часто становятся объектом для насмешек со стороны одноклассников. В результате травм развитие ребенка может еще больше замедлиться. К сожалению, для педагогов эта проблема бывает практически неразрешимой. Для успешного преодоления ЗПР нужно активное сотрудничество психологов, педагогов и родителей, но как раз с пьющими родителями это невозможно.

В семьях, где родители или один из родителей страдают алкоголизмом, ребёнок с самого начала пребывает в неблагоприятной обстановке. Такие родители не могут обеспечить не только нормальное воспитание, но и правильный уход за ребёнком.

Рекомендуем прочесть:  Материнский капитал если второй ребенок ожидается двойней

При проведении патронажа социальный педагог должен быть в хорошем настроении, всем своим поведением проявлять интерес ко всему, чем живет подросток и его семья, уважение ко всем ее членам. Социальный педагог не должен осуждать или критиковать; свое несогласие ему лучше выражать мягко, допуская возможность существования другого мнения. При этом нужно находить для себя способы получить в непринужденном разговоре ответы на все поставленные вопросы; следует давать советы в доброжелательном тоне, чтобы при расставании у семьи осталось приятное ощущение того, что общий язык найден. Закрепить такое впечатление помогает положительный отзыв, высказывание о семье при встрече социального педагога с ребенком, выражение удовлетворения от знакомства с его домом. В практике при осуществлении патронажа социально неблагополучных семей нередко приходится сталкиваться с агрессивным отношением ее членов к социальному педагогу (брань, угрозы и т.д.). В этих случаях рекомендуется: не отвечать грубостью, не повышать голос на собеседника; вести себя тактично; патронаж семьи осуществлять совместно с классным руководителем, либо в союзе с представителями ОМВД, органов опеки и попечительства. Социальный педагог должен помнить, что его главный аргумент – защита прав и интересов несовершеннолетних.

Деятельность социального педагога в школе связана с работой с семьями, находящимися в социально-опасном положении. Как правило, таких семей не очень много, но к каждой семье необходим индивидуальный подход в выборе социальных технологий работы с такой семьёй.

Метод консультирования. Это ориентация членов семьи, особенно детей и подростков по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы семейного благополучия. По содержанию консультирование может быть: социально-правовым; социально-педагогическим; социально-психологическим; информационным. Консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи — образовательные, психологические, психолого-педагогические. Конечная цель консультационной работы — с помощью специально-организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку. Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей.

Неопределенность гражданского статуса членов семьи характеризуется отсутствием у взрослого или несовершеннолетнего какого-либо документа, подтверждающего его гражданский статус или дающего право на получение установленных законом льгот и пособий (паспорт, свидетельство о рождении, удостоверение пенсионера, удостоверение инвалида, справка об обучении в общеобразовательном учреждении, прописка и т.п.). В связи с тем, что у трудоспособных членов семьи нет возможности устроиться на работу (так как нет прописки), они вынуждены довольствоваться временными заработками. Основными причинами неопределенности гражданского статуса является утеря, порча или несвоевременное оформление документа.
Малообеспеченность. Среднедушевой доход ниже прожиточного минимума (подтверждается справкой о доходах семьи).
В беседе с работниками школы можно узнать, что ребенок не питается в столовой, плохо одевается, не имеет необходимых школьных принадлежностей. При патронаже семьи или обследовании жилищно-бытовых условий регистрируется недостаток продуктов питания, одежды, топлива, предметов первой необходимости. Основными причинами малообеспеченности являются низкооплачиваемая работа, безработица одного или нескольких членов семьи, неоформленность социальных льгот, пособий, субсидий.
Безработица. Отсутствие постоянного источника дохода взрослых трудоспособных членов семьи (подтверждается справкой о постановке на учет в качестве безработного и фактологически).
Причины безработицы: сокращение штатов по месту работы, увольнение, отсутствие специального образования, стажа работы и т.д. Распространенное явление у вышеуказанной категории семей — несформированность у взрослых ее членов мотивации на трудоустройство, т.е. желания трудиться.
Неудовлетворительные жилищные условия. Отсутствие постоянного жилья, его ветхое состояние, несоответствие жилой площади установленным нормам, несоответствие санитарно-гигиенических условий установленным требованиям: сырость, грязь, прогнившие полы, провалившиеся потолки, изломанные печи (подтверждается справкой, актом или заключением ЖЭУ, СЭС). Косвенные показатели проблемы: неудовлетворительные жилищные условия ведут к заболеваниям как родителей, так и детей; из-за неудовлетворительного состояния жилищных условий дети не хотят жить дома («. не хочу жить дома, потому что там неуютно, сыро, грязно»).
Алкоголизм, наркомания и токсикомания родителей, когда наблюдается регулярное употребление алкоголя, наркотиков; клиенты состоят на учете в наркологическом диспансере (подтверждается медицинской справкой). Как правило, в таких семьях происходят драки, ругань, собираются компании, возникают ссоры и т.д. В таких семьях дети растут с психическими отклонениями; у них отмечают тяжелое поражение нервной системы, проявление признаков умственной отсталости. Причиной наркомании, токсикомании, алкоголизма являются наследственные или приобретенные (социальные или психологические) факторы.
Нарушение здоровья. Наличие хронических заболеваний, инвалидность одного из родителей, часто или длительно болеющие члены семьи (подтверждается документально медицинской справкой или фактологически). Причиной нарушения здоровья является врожденная патология, инвалидность, нерациональное питание, алкоголизм, неудовлетворительные жилищные условия.
Семейная дезадаптация. Нарушение взаимоотношений между членами семьи, постоянные деструктивные конфликты между родителями, между родителями и детьми (подтверждается фактологически). Частые конфликты в семье приводят к нарушению психического состояния всех ее членов, что особенно сказывается на несовершеннолетних.
Причины семейной дезадаптации: неумение правильно, конструктивно строить отношения, личностные психологические особенности, низкий уровень педагогической компетентности взрослых, недостаток внимания к ребенку со стороны родителей.
Духовно — нравственная деградация семьи— утрата семейных ценностей, традиций, жестокое обращение с детьми, отсутствие мотивации на здоровый образ жизни, неумение организовать семейный досуг, нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья.

Рекомендуем прочесть:  Минимальная пенсия инвалиду 3й группы в ростове

Перечисленные выше проблемы можно выявить на основе наблюдения, анализа документации и фактологической информации о семье по определенным показателям. Показатели и причины социальной дезадаптации семьи и несовершеннолетних рассмотрены в сводной таблице (Приложение 2).

Постановка социального диагноза

  • неопределенность гражданского статуса членов семьи;
  • малообеспеченность;
  • безработица;
  • неудовлетворительные жилищные условия;
  • алкоголизм, наркомания, токсикомания членов семьи
  • нарушение здоровья;
  • семейная дезадаптация;
  • духовно-нравственная деградация семьи.

В перспективе с целью повышения родительской компетентности, улучшения детско-родительских отношений на базе Отделения помощи семье и детям ОГБУСО «КЦСОН Боханского района» планируется организация новой формы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, – наставничество, в рамках которого будет оказываться помощь в преодолении социально опасного положения или трудной жизненной ситуации.

Большая часть женщин (53%) находятся в возрасте от 30 до 39 лет, 23% женщин – от 40 до 49 лет, также 21 % в возрасте от 21 до 29 лет, 3 % в возрасте 51 лет. Большинство женщин (82%) страдают алкоголизмом или имеют склонность к чрезмерному употреблению, 12 % имеют судимость, 6 % неудовлетворительные условия проживания для детей.

— во все образовательные учреждения, дома культуры Боханского района направляются письма с просьбой обеспечить занятость несовершеннолетних детей, во внеурочное время, вовлекать их в досуг, оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь при необходимости;

  1. Неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий)
  2. Отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие жилья, отдельной комнаты, места для отдыха и игр)
  3. Отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни)
  4. Вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, воровство, проституция)
  5. Жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку)
  6. Отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи с детским садом, со школой, невнимание родителей к успехам, успеваемости и свободному времяпрепровождению ребенка)
  7. Семьи, в которых дети совершили правонарушения и антиобщественные действия.

  • комиссии по делам несовершеннолетних;
  • органы государственного управления образованием;
  • органы опеки и попечительства;
  • органы по труду и социальной защите;
  • органы государственного управления здравоохранением;
  • органы государственной службы занятости;
  • органы внутренних дел;
  • иные органы, учреждения и организации в пределах своей компетенции.

Семья, находящаяся в социально опасном положении — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Что имеется в виду: ребенок нарушает дисциплину, увеличиваются пропуски занятий в учреждении образования; наблюдаются асоциальные связи несовершеннолетнего, бродяжничество, совершение действий, влекущих административную либо уголовную ответственность, нахождение ребенка на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

Каким образом выявляют семьи, находящиеся в СОП?

Периодически нам приходят анонимные истории от родителей, которые считают, что их семью необоснованно признали СОП (находящейся в социально опасном положении). В каких случаях проверяющие имеют на это право? Есть ли дорога назад? Как работают с детьми после постановки семьи на учет?

Источник фото: архив героинь

Семья в СОП оказывают необходимую помощь. Например, наблюдение и консультации педагога-психолога, педагога социального, проведение семинаров-практикумов, лекций, бесед, вовлечение детей в кружки, секции, родителей – в клубы, консультация для родителей от педагога-психолога, врача, юриста, правоохранительных органов, психотерапевтическая помощь детям и родителям.

Контролировать данную семью по мере необходимости. Младшего сына забрали органы опеки и попечительства в детское отделение ЦРБ. Яна учится со второй смены, в первую половину дня находится в СРЦ « Добродея». После школы ночевала у Шенцовых. Денис проживает у папы. Олеся Геннадьевна не смогла объяснить сложившуюся ситуацию и ответить на наши вопросы. Разговор происходил на улице.

Марина Владимировна рассказала, что Яна на выходных ночевала у неё. Девочка к соседке пришла одна и осталась ночевать. Где находилась мама, она не знает. Олеся Геннадьевна за дочерью не пришла. Утром Яна пошла в СРЦ « Добродея».

Цель: осуществление коррекционной, реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, направленной на профилактику утраты детьми родительского попечения и возврат детей в родную семью.

Семейная дезадаптация. Нарушение взаимоотношений между членами семьи, постоянные деструктивные конфликты между родителями, между родителями и детьми (подтверждается фактологически). Частые конфликты в семье приводят к нарушению психического состояния всех ее членов, что особенно сказывается на несовершеннолетних.

В беседе с работниками школы можно узнать, что ребенок не питается в столовой, плохо одевается, не имеет необходимых школьных принадлежностей. При патронаже семьи или обследовании жилищно-бытовых условий регистрируется недостаток продуктов питания, одежды, топлива, предметов первой необходимости. Основными причинами малообеспеченности являются низкооплачиваемая работа, безработица одного или нескольких членов семьи, неоформленность социальных льгот, пособий, субсидий.

Оцените статью
Ваш вектор правового обеспечения