Наконец, поскольку передаточный акт в силу ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ является одним из документов, служащих основанием государственной регистрации права собственности, его необходимо составлять с учетом требований ст. 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Форма акта или какие-либо требования к порядку его составления отсутствуют. В том числе в данном случае не применяются перечисленные чуть выше требования, предъявляемые законом к передаточным актам при перераспределении имущества между РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием, в т.ч. о подписании акта уполномоченным лицом предприятия и учреждения в случае, если передается имущество предприятий или учреждений.
10. Имущество, не оформленное в собственность к моменту разграничения
Именно с момента возникновения права собственности новый собственник несет бремя содержания имущества. До этого времени и права, и обязанности собственника, в т.ч. бремя содержания имущества, осуществляет передающий орган. С учетом упомянутых п. 3 ч. 1, 7 и 8 ст. 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» публичный субъект, которому передается недвижимое имущество, вправе до момента перехода к нему права собственности безвозмездно пользоваться им — органы местного самоуправления могут пользоваться имуществом, передаваемым им органами государственной власти РФ или субъектов РФ, а последние — имуществом, передаваемым им органами местного самоуправления. Очевидно, такое право возникает только после принятия решения о передаче имущества, до этого момента имущество может передаваться на возмездной основе по усмотрению собственника.
— если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления;
Вложенные файлы: 1 файл
Вопросы разграничения государственной собственности относятся к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, согласно пункту «г» статьи 72 Конституции РФ. Согласно пункту «д» статьи 71 Конституции РФ, в ведении РФ находятся федеральная собственность и управление собственностью.1
Краткое описание
— если нахождение указанного имущества в собственности субъектов РФ не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
Таким образом, государственная собственность по своей структуре является двухуровневой и делится на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации, в связи с чем появляется необходимость разграничить государственную собственность на землю.
юридические науки
Закон Свердловской области от 24.11.2022 № 98-ОЗ «О перераспределении полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург» и органами государственной власти Свердловской области и о внесении изменений в Закон Свердловской области «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» установил перераспределение полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Похожие материалы
В Положении о Земельном комитете Администрации города Екатеринбурга, утвержденного Постановление Главы г. Екатеринбурга от 08.04.2003 № 375, указана одна из основных задач комитета: организация осуществления муниципального земельного контроля за использованием юридическими лицами независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами земель на территории муниципального образования «город Екатеринбург». Из-за данного разрыва полномочий, возникают проблемные ситуации, когда физическое лицо обратилось в орган государственной власти субъекта РФ о предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположен жилой дом (на основании выписки из ЕГРП), однако орган не может провести обследование земельного участка о фактическом нахождении объекта на земельном участке, в связи с чем заключает недействительную сделку купли-продажи земельного участка с физическим лицом (решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 12.10.2022 по делу № 2-5654/2022).
Тем не менее, в свете новшеств появилась проблема, когда контроль за перечнями участков земли, которые могут принадлежать федерации, субъектам и муниципалитетам на праве собственности, возложен на регистрирующий права на недвижимость орган – Росреестр (а ранее эти функции осуществлялись специально уполномоченными органами в сфере исполнительной власти).
Государственная земля разграничивается строго на безвозмездной основе и строго в соответствии с российским законодательством. Земля, находящаяся в «частных руках» не подлежит никакому разграничению и передаче от собственника государству (кроме случаев вынесения судебного решения, о чем уже говорилось).
Участники
Непосредственно в правовые отношения по разграничению госземель вступают специально уполномоченные органы власти — федеральные, региональные и местные, в компетенцию которых входит решение земельных вопросов на своем уровне.
Н.Ю. Челышева полагает, что отношения по передаче права собственности на индивидуально-определенные вещи от одного публично-правового образования к другому по своей социальной природе входят в предмет исключительно гражданско-правового регулирования. Поэтому соглашения по передаче права собственности на такие вещи от одного публично-правового образования облекаются в конструкцию гражданско-правовой сделки .
———————————
См.: Челышева Н.Ю. Основания и способы приобретения права публичной собственности в России: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2008. С. 8.
(Из факта рождается право)
Развивая указанную позицию, Е.В. Моисеева полагает, что, по смыслу гл. 32 ГК РФ, регулирующей институт дарения, сторонами договора дарения могут быть граждане, юридические лица и государство. Однако Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования могут выступать в качестве одаряемого только в договоре пожертвования, т.е. дарения вещи или права в общеполезных целях. Возникает вопрос: может ли государство выступать в качестве дарителя не в общеполезных целях? Получается, что может, но только частным лицам, т.е. гражданам и юридическим лицам. Поэтому, полагает Е.В. Моисеева, вопрос о правовой природе отношений, связанных с безвозмездной передачей имущества между публично-правовыми образованиями, нуждается в законодательном определении. По мнению данного автора, это может быть сделано в рамках гл. 32 ГК РФ .
———————————
См.: Моисеева Е.В. Указ. соч. С. 20.
Случайные статьи:
Сторонником гражданско-правовой природы отношений по перераспределению имущества между различными уровнями публичной власти является и Д.В. Пятков. Он отмечал, что «не только возмездные, но и безвозмездные отношения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований имеют гражданско-правовой характер. Так, безвозмездная передача имущества между публично-правовыми образованиями допустима в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон. В данном случае возникает вопрос о месте правовых норм, регулирующих эти отношения, в системе норм гражданского права». Исходя из вышеизложенного, он предлагает три варианта решения данной проблемы: рассматривать указанные отношения в рамках института дарения в качестве разновидности дарения; сформировать институт безвозмездной передачи имущества в собственность, включающий как дарение, так и отчуждение имущества в отношениях между публично-правовыми образованиями; сформировать институт безвозмездной передачи имущества в собственность наряду с институтом дарения .
———————————
Пятков Д.В. Участие Российской Федерации. С. 202.