За последние годы российское законодательство активно меняется, разобраться в нем неспециалисту бывает сложно. Современная жизнь – это совокупность множества связей между людьми и организациями, где каждый субъект стремится защищать и продвигать свои права. Для помощи в этом и нужны специалисты по юриспруденции. Спрос на них сейчас высок и продолжает расти.
Разновидности юридических фирм
Юридический бизнес может приносить хороший доход, даже несмотря на высокую конкуренцию и массу рисков, которые ожидают начинающего бизнесмена. Указанные значения прибыли в составленном выше подсчете – далеко не предел; в фирму с хорошей репутацией тянутся денежные клиенты, способные заметно увеличить обороты. Самое важное – создать эту самую репутацию.
Риски и минусы бизнеса
Во-первых, полезно наладить контакты с инстанциями, где можно встретить потенциальных клиентов: с работниками судов и других инстанций, инспекторами налоговой службы и др. Через договоренность с ними можно продвигать услуги своей компании.
- юридическая поддержка отдела разработки, производства, строительства, закупок и логистики;
- юридическая поддержка отдела продаж, маркетинга, связей с общественностью, взаимодействия с государственными органами, корпоративных и административных вопросов, управления персоналом;
- претензионная и судебная работа, антимонопольное регулирование.
Постановку и выполнение задач можно осуществлять с помощью внедренной в деятельность компании электронной системы, например, Kanban. При этом такую систему технически полезно доработать под практику работы отдельного юридического отдела — в частности, создать возможность сохранения результата каждой выполненной задачи, переписки всех исполнителей задачи, определить уровни доступа к конкретным задачам.
Совет № 6. Эффективный учет задач
Главный показатель деятельности любого отдела в национальной или международной компании — результат. Заранее спланировав результат, получается разделить процесс его достижения на отдельные этапы, стадии, задачи, подзадачи. Если речь идет о сопровождении международной сделки, например, слияния компании из Швейцарии и России, для ее реализации необходимо заранее предусмотреть использование ресурсов различных государств, надлежащим образом спланировать сроки, определить ресурсы, а также принять во внимание обычаи и стили делового общения представителей компаний — участников такой сделки.
Для открытия вам потребуется штат из 9 человек. Также необходимо арендовать офисное помещение площадью 65 м2. Искать помещение необходимо лучше в центральной части города, на улицах с высокой проходимостью. Также можно рассматривать помещения возле бизнес-центров, рядом с центрами деловой активности. Желательно, чтобы вход был с улицы.
1. Краткий инвестиционный меморандум
Всегда юристы считались востребованными и высокооплачиваемыми специалистами. Это также относится и к юридической фирме, которая является прибыльным и перспективным бизнесом. Во-первых, данный бизнес не требует больших капитальных вложений для открытия. Во-вторых, спрос на услуги юридических компаний постоянно увеличивается. Это отражается в быстром сроке окупаемости проекта, который составляет 12 месяцев, а точка безубыточности приходится на 4 месяц после начала работы.
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
Помимо организационных моментов руководству компании необходимо ознакомиться с законодательной базой. Это поможет более оперативно решать задачи клиентов и увеличивать профессиональные компетенции фирмы. К подобным нормативно-правовым нормам можно отнести:
Решать вопрос о необходимости перевода юриста под непосредственное подчинение руководителя юридического департамента необходимо исходя из эффективности контрольно-распорядительной функции головной компании. Если она слаба, то целесообразно принять юриста в головную компанию и заключить с бизнес-единицей договор оказания юридических услуг.
Кому непосредственно подчиняются юристы бизнес-единиц в холдинге?
Если выбирается вариант с полным сопровождением своей деятельности бизнес-единицей самостоятельно, то необходимость coдержать большой штат в головной компании отпадает, но возрастает необходимость в укомплектованном штате каждой бизнес-единицы, и наоборот.
Как разграничивается компетенция юристов в холдинге?
Текущая деятельность холдинга складывается из отношений, в которых состоит компания. Чем больше (как количественно, так и качественно) данных отношений, тем чаще возникает вопрос о привлечении профильных юристов под каждый конкретный вид деятельности.
Вспоминается случай, когда мы боролись с практикой одного из наших клиентов датировать договоры задним числом. Было потрачено немало сил, прежде чем стало ясно, что клиент именно так датирует договоры, потому что не знаком с понятием отлагательных условий в договоре. Был проведен соответствующий тренинг, и как только клиент понял, что исполнение определенных условий может происходить уже после подписания договора, его бизнес-подход стал иным. Этот простой пример показывает, что, прежде чем слепо исполнять то или иное правило, которое вам навязывают, следует выяснить, почему оно существует.
2. Формирование сознания клиента
В моей практике работы над крупным инфраструктурным проектом в области энергетики с самого начала участвовали корпоративные юристы, специализирующиеся в сфере проектного финансирования(они создавали необходимую корпоративную структуру), которые при необходимости привлекали экспертов в области корпоративного финансирования (на стадии переговоров с банками) и в области интеллектуальной собственности (по вопросам новой технологии), а также слияний и поглощений. Поскольку над проектом работало сразу несколько отделов, единое информационное пространство было жизненно необходимо, и его удалось создать без ущерба для конфиденциальности. Командный подход также очень важен для формирования единой корпоративной культуры.
4. Командный подход и система обмена знаниями
- всегда сохранять объективность юридического анализа;
- создать единый пул юридических ресурсов и стандартов качества, при котором старшие юристы подтягивают на свой уровень молодых юристов;
- упростить профессиональную подготовку юристов и мониторинг качества услуг и
- сформировать общее информационное пространство, облегчающее обмен знаниями.