Пенсионное обеспечение и социальные выплаты чернобыльцев ко Дню памяти аварии на Чернобыльской АЭС
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, государственная или страховая пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа с уменьшением пенсионного возраста: участникам ликвидации аварии на ЧАЭС в 1986-1987 годах — на 10 лет (мужчинам с 50 лет, женщинам с 45 лет), участникам ликвидации аварии в 1988 -1990 годах — на 5 лет (мужчинам с 55 лет, женщинам с 50 лет).
Также право на получение двух пенсий имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца — участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, инвалида вследствие катастрофы на ЧАЭС, а также лица, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы. Им может устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и пенсия по старости (инвалидности).
Помимо «чернобыльской» ЕДВ пострадавшие лица могут получать вторую ЕДВ, если на то есть основания. Например, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, признанные инвалидами (первая ЕДВ выплачивается как ликвидатору, вторая ЕДВ — как инвалиду). Такое исключение предусмотрено только для лиц, имеющих право на ЕДВ как «чернобыльцы» — остальные категории граждан могут получать лишь одну выплату.
Гражданам, которые являются получателями одновременно двух выплат, набор социальных услуг (далее — НСУ) по «чернобыльской» ЕДВ предоставляется со дня назначения в денежном эквиваленте, а по второй ЕДВ автоматически предоставляется в натуральном виде. Таким образом, им нет необходимости подавать заявление о предоставлении НСУ. При этом, они, как инвалиды или как ветераны, могут подать заявление об отказе в предоставлении НСУ в натуральном виде и получать НСУ в денежном выражении.
26 апреля 2022 года исполняется 35 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС. За ликвидаторами последствий радиационных аварий и пострадавшими в радиационных авариях и катастрофах после тех трагических событий закрепилось такое понятие как «чернобыльцы». Для этой особой категории граждан государство предусмотрело специальные меры поддержки.
Гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) части первой статьи 13, имеющим право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения. В случае выезда граждан с территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом на новое место жительства им выдаются справки установленного образца.
Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Территориальные программы обязательного медицинского страхования разрабатываются и утверждаются на основе базовой программы и по своему объему, качеству и условиям оказания медицинской и лекарственной помощи не могут быть ниже уровня, установленного базовой программой.
Граждане, указанные в статье 13 настоящего Закона, а также их дети, родившиеся после 26 апреля 1986 года, подлежат обязательному медицинскому страхованию в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и обязательному специальному медицинскому наблюдению (диспансеризации) в течение всей жизни.
Настоящим Законом под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы.
Для оформления удостоверения эвакуированного, переселенного, выехавшего добровольно из зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС дополнительно понадобятся документы, подтверждающие факт проживания или прохождения военной службы в зонах радиоактивного загрязнения (предоставляются по желанию заявителя).
- заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии;
- удостоверение о праве на меры социальной поддержки;
- справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности (для инвалидов);
Вы можете получить удостоверение эвакуированного, переселенного, выехавшего добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу, если проживаете в Москве по месту жительства и относитесь к:
- эвакуированным (переселенным), а также добровольно выехавшим из населенных пунктов (в том числе эвакуированным (переселенным) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) проводилась частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу, а также военнослужащим, вольнонаемному составу войсковых частей и спецконтингенту, эвакуированному в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения;
- проживавшим в 1949–1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Течу, и получившим накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр), или свыше 35 сЗв (бэр);
- добровольно выехавшим на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв.
Для оформления удостоверения участника ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу, а также удостоверения эвакуированного, переселенного, выехавшего добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу, дополнительно потребуется справка единого образца, выдаваемая органами исполнительной власти Челябинской, Курганской или Свердловской области.
- при наличии лучевой болезни от последствий катастрофы – 2227,55 руб.;
- инвалиды – 2782,67 руб.;
- ликвидаторы в 1986-1987 годах – 2782,67 руб.;
- ликвидаторы в 1988-1990 годах – 2227,55 руб.;
- эвакуированные в 1986 году с пораженной территории – 2227,55 руб.;
- проживающие в г. Чернобыль – 556,88 руб.;
- имеющие льготный статус в зоне проживания – 556,88 руб.;
- дети, родившиеся после облучения одного из родителей – 1391,34 руб.;
- дети, ставшие инвалидами от последствий облучения – 2786,67 руб.;
- дети, проживающие на территории со льготным статусом – 836,24 руб.;
- служащие ОВД, которые получили заболевания после радиации – 2227,55 руб.
- прием детей в дошкольное образовательное учреждение вне очереди с дополнительной оплатой питания в размере 90 руб.;
- приобретение медицинских препаратов по льготным ценам;
- пользование услугами медицинских учреждений вне очереди;
- внеочередной прием в дома престарелых;
- помощь социальных работников в первоочередном порядке.
Выплаты чернобыльцам в 2022 году положены согласно нормам действующего законодательства. Так, данная категория граждан вправе получать две суммы установленной пенсии и выходить на пенсию на льготных условиях. Выплаты чернобыльцам регулирует Федеральный закон № 1244-1, согласно которому чернобыльцу положена ежемесячная выплата, размер которой определяется категорией льготника.
- право на дополнительные 2 недели отпуска, помимо установленного ТК РФ права на ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 28 календарных дней;
- при сокращении штата в организации чернобыльцы не подпадают под данную процедуру;
- обязательно должны быть обеспечены местом постоянной работы в случае смены места жительства;
- чернобыльцы вправе получить доплату, если были переведены по медицинским показаниям на другую должность с меньшим окладом;
- право на самостоятельное определение даты и периода отпуска, вне зависимости от требований работодателя;
- при увольнении у них сохраняется заработная плата в течение 4 месяцев, при этом не прерывается рабочий стаж.
- документ, удостоверяющий личность;
- свидетельство о рождении детей;
- справку, подтверждающую, что в период катастрофы на Чернобыльской АЭС гражданин присутствовал на пораженной территории;
- справка МСЭ;
- документы о родстве с чернобыльцем.
Льготы для чернобыльцев
Прежде всего, это однократное обеспечение нуждающихся жильем – чернобыльцам выдаются жилищные сертификаты по Правилам, утв. Постановлением Правительства № 153 от 21.03.2006. Ключевое здесь «нуждающихся». Сертификаты на приобретение жилья положены только тем льготникам, которые стоят на жилищном учете. А стать на такой учет могут только малоимущие.
- ежемесячную компенсацию на приобретение продовольствия;
- право на жилищные сертификаты, если нуждаются в жилье;
- компенсацию 50% оплаты коммунальных услуг;
- преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов.
Вторая жилищная льгота – компенсация 50% на оплату коммунальных услуг. Она покрывает расходы на содержание жилья, управлению имуществом МКД, капремонтный взнос, расходы на горячее и холодное водоснабжение, иные коммунальные расходы по счетчикам, но не более 50% расходов от норматива потребления, установленного в регионе. Если чернобылец проживает в частном доме, это также компенсация 50% стоимости газа на отопление или иного вида топлива + стоимости его доставки. Льгота предоставляется независимо от вида жилфонда, где проживает льготник.
- Лица, перенесшие лучевую болезнь в связи с катастрофой и работами и по ликвидации ее последствий.
- Инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы.
- Ликвидаторы, участвовавшие в работах на территории зоны отчуждения в 1986-87 годах.
- Ликвидаторы и сотрудники МВД, проходившие службу в зоне в период 1988-1990 годов.
- Граждане, занятые на работах в зоне.
- Эвакуированные и переселенные из зоны в 1986 году, в том числе несовершеннолетние и дети, находившиеся на этот момент на стадии внутриутробного развития.
- Лица, постоянно проживающие на территории:
- зоны с правом на отселение;
- зоны с льготным социально-экономическим статусом;
- зоны отселения до их переселения в другие районы.
- Лица, не проживающие, но занятые на работах в зоне отселения.
- Лица, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
- Военнослужащие, проходившие службу в одной из зон.
- инвалидам 1-3 групп, а также инвалидам вследствие катастрофы – ЕДВ от 2162 до 3782 руб.;
- ежемесячная компенсация на покупку продовольственных товаров – 942 руб. инвалидам и их детям, и по 628 руб. ликвидаторам и эвакуированным;
- ежемесячная компенсация возмещения вреда – 3939 руб. для инвалидов 3 группы, 9849 руб. для 2 группы и 19698 руб. для 1 группы, 984 руб. без установления инвалидности;
- компенсация за потерю кормильца – 238 руб.
Льготы на медсправки для чернобыльцев
3. Ежемесячная компенсация гражданину (его законному представителю), у которого право на нее впервые возникло после 1 января 2022 г., предоставляется и выплачивается территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании заявления о предоставлении ежемесячной компенсации (далее — заявление о компенсации), форма которого устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации, поданного в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, и (или) документов (сведений), необходимых для предоставления ежемесячной компенсации, по перечню согласно приложению (далее — документы (сведения).
«9. Выплата ежемесячной компенсации осуществляется путем перечисления денежных средств на счет родителя (законного представителя) в кредитной организации, сведения о котором размещены в Единой информационной системе, при наличии поданного им с использованием единого портала согласия на использование указанных им реквизитов банковского счета в целях получения мер социальной защиты (поддержки) и социальных выплат.
«7 1 . Ежемесячная выплата получателям (их законным представителям) (за исключением граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ежемесячная выплата которым осуществляется уполномоченными органами), у которых право на нее впервые возникло после 1 января 2022 г., предоставляется и выплачивается территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании заявления о предоставлении ежемесячной выплаты (далее — заявление о выплате), форма которого устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации, поданного в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, и документов (сведений), необходимых для предоставления ежемесячной компенсации, по перечню согласно приложению (далее — документы (сведения).
«3. Компенсация предоставляется и выплачивается территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании поданного гражданином (его законным представителем), являющимся собственником утраченного имущества, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о предоставлении компенсации (далее — заявление), форма которого устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации, и документов (сведений), необходимых для предоставления компенсации, по перечню согласно приложению (далее — документы (сведения).
пунктов 4, 5 и 7 Правил предоставления гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2004 г. № 882 «О мерах социальной поддержки граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (в редакции настоящего постановления), в части использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», которые вступают в силу с 1 июля 2022 г.;
Для оформления удостоверения участника ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу, а также удостоверения эвакуированного, переселенного, выехавшего добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу, дополнительно потребуется справка единого образца, выдаваемая органами исполнительной власти Челябинской, Курганской или Свердловской области.
и принимали в 1986–1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или являетесь членом семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1986–1987 годов из числа лиц, перечисленных выше.
Вы можете получить удостоверение подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившего суммарную эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв, если проживаете в Москве по месту жительства и в 1949–1963 годах проживали в населенных пунктах на территории России и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, население которых получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).
Исключением являются граждане, работающие или проходящие военную (приравненную к ней) службу в системе федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная или приравненная к ней служба, а также получающие пенсионное обеспечение в этих органах, и члены их семьи.
В случае обращения членов семьи, потерявших кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС или кормильца, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием; ставшего инвалидом, дополнительно предоставляются:
В ТОО работает специалист, который в 1988 году участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Работником представлено заявление на предоставление льготы при исчислении ИПН на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 156 Налогового кодекса и приложена копия документа — «Удостоверение участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в 1988 г.». Льготы и социальная защита участникам, инвалидам Великой Отечественной войны и лицам, приравненным к ним, предусмотрены Законом РК от 28.04.1995 г. № 2247. К лицам, приравненным по льготам и гарантиям к участникам Великой Отечественной войны, согласно статье 6 Закона, отнесены лица, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 — 1987 годах. К другим категориям лиц, приравненных по льготам и гарантиям к участникам войны, в соответствии со статьей 9 Закона отнесены лица из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1989 годах. Льготы и гарантии, предоставляемые участникам войны, определены статьей 11 Закона, в т. ч. в пункте 34 статьи 11 предусмотрено льготное налогообложение в соответствии с действующим законодательством. Льготы и гарантии, предоставляемые лицам, приравненным по льготам и гарантиям к участникам войны, установлены статьей 14 Закона. При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона, на них распространяется действие пункта 34 статьи 11 — льготное налогообложение. Льготы и гарантии, предоставляемые другим категориям лиц, приравненных по льготам и гарантиям к участникам войны, предусмотрены статьей 16 Закона. Согласно пункту 3 статьи 16 Закона лицам из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1989 годах предоставляются льготы и гарантии в соответствии с пунктами 9, 18, 23 статьи 11 Закона. Таким образом, льгота, предусмотренная пунктом 34 статьи 11 Закона (льготное налогообложение), не предоставляется участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1989 годах. На основании рассмотренных положений Закона РК «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним» применить подпункт 13 пункта 1 статьи 156 Налогового кодекса об освобождении от обложения индивидуальным подоходным налогом годового дохода в пределах 55-кратного МРЗП, действующей в текущем финансовом году, могут только участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 — 1987 годах, при этом участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1989 годах право на льготное налогообложение их доходов не имеют. Так ли это?
- облученные в результате катастрофы и те, кто получил из-за перенесенной болезни инвалидность;
- ликвидаторы последствий аварии, принимавшие участие в 1986–1987 годах;
- командированные в зону бедствия в 1988–1990 годах;
- работающие в зоне отчуждения и другие в меньшей степени пострадавшие люди.
— оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации) , в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, — предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы;
- вступление без очереди в ЖСК, получение ИЖС, покупку садовых и дачных участков;
- обслуживание без очереди в медицинских учреждениях, поликлиниках (куда официально прикреплены) и аптеках;
- устройство ребенка без очереди в детский сад, санаторий (дополнительно положена ежедневная компенсация на питание в размере 90 руб.);
- устройство в организации социального обслуживания (дома престарелых, инвалидов).
Согласно статье 6 Закона «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним», лицами, приравненными по льготам и гарантиям к участникам Великой Отечественной войны признаются лица, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 — 1987 годах, других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения, а также участвовавшие непосредственно в ядерных испытаниях и учениях.
Льготы пострадавшим в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф
Несмотря на то, что авария на Чернобыльской АЭС произошла более 30 лет назад, ее последствия ощутимы – это серьезно испорченное здоровье участникам ликвидации аварии, проживающим в зоне катастрофы и их детям. Также в истории СССР были и другие техногенные аварии, связанные с радиацией. Пострадавшим в этих авариях полагается обширный список льгот и выплат.
- удостоверение единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- удостоверение гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
Возраст для выхода на пенсию по старости сокращается на 10 лет для тех, кто был эвакуирован из зоны отчуждения, участвовал в ликвидации аварии или работал на станции; на 8 лет – тем, кто был эвакуирован с прилегающей территории, работал на месте аварии от 2 недель в 1987 году; на 5 лет – тем, кто работал на месте аварии до 5 дней, работал на строительстве или санитарной обработке в 1986 году; на 4 года – тем, кто работал или проживал в зоне отселения до 1993 года не меньше 2 лет.
- Пострадавшие в результате чернобыльской катастрофы:
- получившие облучение и перенесшие лучевую болезнь, а также другие заболевания в связи с воздействием радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС или при работах по ликвидации этой катастрофы;
- получившие инвалидность в связи с чернобыльской катастрофой, в том числе участвовавшие в ликвидации последствий; эвакуированные из зон отчуждения и отселения; получившие инвалидность из-за донорства костного мозга для спасения пострадавших на ЧАЭС;
- участвовавшие в 1986-1987 годах в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы; проходившие службу в зоне отчуждения, работавшие на объекте «Укрытие», медики, получившие сверхнормативные дозы облучения;
- занятые на работах в зоне отчуждения, постоянно проживающие или работающие на территории зоны отселения, зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, занятые на работах в зоне отселения;
- добровольно выехавшие на новое место жительства из зоны отселения после 1986 года;
- военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, МЧС, которые проходили или проходят военную службу в зонах отчуждения, отселения или зонах с льготным социально-экономическим статусом;
- Пострадавшие в результате радиационного заражения на ПО «Маяк»:
- принимавшие участие в ликвидации последствий аварии на ПО «Маяк» и в проведении защитных работ вдоль реки Теча в 1949-1962 годах;
- эвакуированные или добровольно выехавшие из населенных пунктов, которые подверглись радиоактивному загрязнению из-за аварии на ПО «Маяк» и сброса радиоактивных отходов в реку Теча;
- проживавшие в 1949-1956 годах в населенных пунктах, которые были подвержены радиоактивному заражению из-за сброса отходов в реку Теча;
- проживающие в населенных пунктах, которые были подвержены радиоактивному заражению из-за аварии на ПО «Маяк» и сброса радиоактивных отходов в реку Теча;
- Проживавшие в 1949-1953 в населенных пунктах, подвергавшихся радиационному заражению в результате испытаний на Семипалатинском полигоне.
Отдельные категории льготников вправе улучшить жилищные условия за счет жилищной субсидии от федерального бюджета. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 вставшие на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане, которые были подвержены радиационному воздействию из-за аварий на ЧАЭС и ПО «Маяк», имеют право на обеспечение жильем.
Льготы и выплаты чернобыльцам в 2022 году и последние новости
В число льготников входят и члены семьи пострадавшего, у которых была обнаружена лучевая болезнь. Их принадлежность к категории чернобыльцев обусловлена изменением условий и качества жизни вследствие того, что им приходилось находиться и жить на одной территории с получившим дозу облучения.
- 1 категория – граждане, участвовавшие в ликвидации последствий катастрофы и получившие инвалидность любой группы;
- 2 – ликвидаторы последствий аварии, но нахождение в период катастрофы на зараженной территории не учитывается;
- 3 – ликвидаторы последствий катастрофы на АЭС, которые проживали в г. Чернобыль с 1986 по 1990 годы;
- 4 – проживающие на территории с повышенной радиацией до 1992 года.
Для получения чернобыльских выплат и льгот в 2022 году необходимо оформить удостоверение, подтверждающее факт принадлежности к данной категории льготников, заключение МСЭ о наличии инвалидности, документы, подтверждающие пребывание на зараженной территории в период катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо свидетельство о смерти кормильца.
- документ, удостоверяющий личность;
- свидетельство о рождении детей;
- справку, подтверждающую, что в период катастрофы на Чернобыльской АЭС гражданин присутствовал на пораженной территории;
- справка МСЭ;
- документы о родстве с чернобыльцем.
- прием детей в дошкольное образовательное учреждение вне очереди с дополнительной оплатой питания в размере 90 руб.;
- приобретение медицинских препаратов по льготным ценам;
- пользование услугами медицинских учреждений вне очереди;
- внеочередной прием в дома престарелых;
- помощь социальных работников в первоочередном порядке.
«Мне представляется, что именно в установлении причинно-следственной связи и будут возникать проблемы у граждан, претендующих на меры социальной поддержки в рамках Закона № 1244-1», – полагает эксперт. Марина Сомова предположила, что при новой редакции нормативного акта будет дифференцирован подход к категории лиц, имеющих право на социальное обеспечение на его основании.
Суд постановил пересмотреть правоприменительные решения, принятые по делу об оспаривании решения об отказе установить ежемесячную денежную выплату несовершеннолетней Адиле Меджидовой на основании оспариваемой нормы. Если соответствующие изменения федерального законодателя будут предусматривать наличие у внуков инвалидов-чернобыльцев права на ежемесячную денежную выплату независимо от подтверждения факта радиоактивного облучения вследствие катастрофы на ЧАЭС одного из их родителей, то при этом данная выплата должна быть назначена Адиле Меджидовой с даты первичного обращения ее матери за таким назначением, указал Суд.
Во-вторых, указал адвокат, такое толкование закона самостоятельно исполнительными органами, без инициирования ими внесения изменений в сам закон, фактически принимает силу закона: «Таким образом, в Законе № 1244-1 выявилась старая беда нашего законодателя – слабая юридическая техника издания и проработки законодательных актов, без анализа их последующего правоприменения в исторической перспективе».
Таким образом, оспариваемое законоположение было признано не соответствующим Конституции РФ, поскольку оно в силу неопределенности нормативного содержания допускает в системе действующего правового регулирования различный подход к решению вопроса о праве внуков инвалидов-чернобыльцев на ежемесячную денежную выплату. В связи с этим Конституционный Суд постановил, что федеральному законодателю следует принять меры, направленные на устранение неопределенности нормы.
Следовательно, внуки инвалидов-чернобыльцев, родители которых не получили радиоактивного облучения, фактически оказываются в ином положении при решении вопроса о праве на ежемесячную денежную выплату, посчитал КС. «При вынесении соответствующих решений оспариваемое положение неоднозначно толкуется именно в той части, в какой определяется степень родства ребенка с лицом, подвергшимся наибольшему радиационному воздействию в связи с чернобыльской катастрофой, т.е. неопределенным является само основание предоставления таким детям социальной защиты, предназначенной для компенсации возможных неблагоприятных для здоровья ребенка последствий чернобыльской катастрофы», – отмечается в постановлении.
Льготы на медсправки для чернобыльцев
4. Граждане 1968-1986 г. рождения, находившиеся после аварии на ЧАЭС до августа 1986 года на территории зоны проживания с правом на отселение и зоны отселения, эвакуированные из зоны отчуждения, переселенные из зоны проживания с правом на отселение и зоны отселения, включая тех, которые на момент эвакуации находились во внутриутробном состоянии
2. Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, направляются на обследование в ФГБУЗ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им.А.М.Никифорова» МЧС России по медицинским показаниям после проведения необходимых диагностических и лечебных мероприятий.
Общий анализ крови с тромбоцитами;
Биохимический анализ крови: сахар крови, мочевина, креатинин, АЛТ, АСТ, СРБ, щелочная фосфатаза, билирубин, общий белок, альбумин, гамма-глобулин, холестерин;
ТТГ, Т3, Т4;
ПТИ, время свертывания крови, железосвязывающая способность в сыворотке крови; Анализ крови на PSA;
УЗИ щитовидной железы, органов брюшной полости и др.; Флюорография; Электрокардиография;
Общий анализ мочи;
Маммография
2-1. Главному врачу Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Консультативно-диагностический центр для детей» организовать оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи детям первого и последующих поколений граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах, в 1988-1990 годах; граждан, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения, в соответствии с утвержденным порядком вне очереди.
1. Организация углубленного диспансерного обследования и динамического диспансерного наблюдения граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в учреждениях здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную и первичную специализированную медико-санитарную медицинскую помощь взрослому населению и в отделении радиационной профпатологии СПб ГБУЗ «Госпиталь для ветеранов войн» (далее — Учреждения).
11. Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча
1) участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС;
2) участника ликвидации последствий аварии на ПО «Маяк» в 1957-1961 г.и проведения защитных мероприятий вдоль р.Теча в 1949-1962 г.;
3) получившего лучевую болезнь, другие заболевания (по перечню) вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча;
4) инвалида вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в р.Теча;
5) ветерана ПОР
В случае смерти инвалида выплата денежной компенсации нетрудоспособным иждивенцам осуществляется органами социальной защиты населения или иными государственными органами, которым федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрены денежные средства на выплату указанной денежной компенсации
Размер компенсации на всех иждивенцев определяется как разность между всем размером компенсации и частью, приходящейся на кормильца. Размер компенсации на каждого иждивенца определяется путем деления на число иждивенцев размера компенсации, приходящейся на них
— инвалиды вследствие катастрофы на ЧАЭС;
— инвалиды вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
— инвалиды вследствие участия в действиях ПОР;
— ветераны ПОР (п.п. «а»-«г» п.1 постановления ВС РФ от 27.12.1991 № 2123-1 (как инвалиды 3 группы ЧАЭС)
Список льгот чернобыльцам
Необходимую информацию от том, какие преференции имеют различные категории чернобыльцев и есть ли они у детей и внуков участников ликвидации последствий ЧАЭС, берут из ФЗ № 1244-1 от 15 мая 1991 г. Те граждане, у которых остались вопросы насчет получения вышеперечисленных преференций, уточняют различные нюансы в местном Управлении социальной защиты населения.
- лицам, подвергшихся воздействию радиации, которые стали инвалидами и получили 1, 2 или 3 группу, а также ликвидаторам последствий аварии на ЧАЭС — 1544 руб.;
- несовершеннолетним, которые с самого детства живут в чернобыльской конкретной зоне с льготным соцстатусом — 464 руб.;
- гражданам, которые живут в зоне с правом на отселение — 309 руб.;
- несовершеннолетним до 18 лет, которые с самого рождения живут в зоне отселения — 772 руб.;
- лицам, которых принудительно выселили из зоны отчуждения — 1236 руб.
Гражданам, пострадавшим во время и от различных последствий аварии на ЧАЭС, присваивают статус «чернобылец» и дают разнообразные льготы (например, отдельные пенсии ветеранам-инвалидам). Также подобных льготников и их потомков обеспечивают новым жильем и предоставляют медицинское бесплатное обслуживание.
- Право на улучшение жилищных условий;
- 50% оплата жилплощади;
- 50% оплата коммунальных услуг;
- Скидка 50% на топливо, предназначенное для отопления помещения;
- Гражданина не имеют право подвергнуть сокращению на рабочем месте;
- Внеочередное участие в кооперативах жилищного строительства, возможность получить в первых рядах садовый участок или место в гаражном комплексе;
- Обслуживание без очереди в поликлиниках, аптеках;
- Граждане имеют право получать медицинские услуги до наступления пенсионного возраста в тех медицинских центрах, за которыми они закреплены;
- Дети чернобыльцев устраиваются без очереди в детские дошкольные, школьные и санаторные учреждения;
- Первоочередное обеспечение местами в домах ветеранов, инвалидов и престарелых граждан;
- Трудоустройство на новом месте жительства после переезда без очереди. Кроме того, за гражданином сохраняется заработная плата в течение 4 месяцев и непрерывный трудовой стаж;
- Предоставление дополнительного отпуска по месту работы.
С момента чернобыльской трагедии прошло уже более 30 лет, но правительство РФ до сих пор несет ответственность перед пострадавшими лицами. Она проявляется в виде мер по пенсионному обеспечению чернобыльцев и оказанию им социальной помощи в виде льгот и различных компенсаций.
КС защитил право Чернобыльцев на получение двух пенсий
В 2022 году Алексей Львович обратился в Пенсионный Фонд, полагая, что, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 2 его статьи 15 военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, он имеет полное право на получение двух пенсий: пенсии по инвалидности и страховой пенсии.
В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.
Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Таким образом, оспариваемые Алексеем Львовичем подпункт 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пункт 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).
Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).