Развитие юридического департамента

Другой часто применяемый мной метод — анонимные полугодовые тестирования сотрудников по оценке рабочего трудового процесса, действующих в компании корпоративных процессов и административных условий работы.

Совет № 1. Коллектив — лучшие юристы

Из последних интересных и полезных образовательных инициатив для себя отмечу участие в конкурсе «Лидеры России». Это стало важной ступенью для развития моих профессиональных управленческих навыков, анализа своих сильных и слабых сторон, общения с руководителями различных государственных и частных компаний.

Совет № 3. Выдающийся результат работы отдела

Особенно в условиях современного общества с развитием дистанционной работы и цифровизации бизнеса для обеспечения беспрерывности работы компании использование электронной системы постановки задач имеет одновременно несколько достоинств: возможность отслеживания типов задач с учетом их отраслевой принадлежности, загрузки коллег и эффективности работы отдельного сотрудника; одновременный доступ всех сотрудников юридического отдела к системе, позволяющий реализовать взаимозаменяемость сотрудников.

Если необходимо сократить юрдепартамент или привлечь новый персонал, то можно провести бенчмаркинг (метод сравнительного анализа показателей различных компаний). Об этом рассказала Виктория Арутюнян, старший юрист PwC Legal. Для сопоставления можно выбрать фирмы той же отрасли или смежных отраслей, если правовая работа организована похожим образом. Арутюнян предложила алгоритм проверки:

От юристов основное замечание было заменить слово «компания» на «организацию». В чем разница – мне было неясно. Для нас это значило заменить 120 страниц. Но в итоге я поняла: когда имеешь дело с юристами – иногда проще сдаться.

Креативная мотивация без лишних затрат

Как оптимизировать работу правовых отделов во время кризиса? На этот вопрос ответили их руководители на «Форуме руководителей юридических департаментов» журнала Legal Insight. Топ-менеджеры поделились простыми способами сэкономить деньги и время – например, решить, от какой работы нужно отказаться, доверить подчиненным самим оптимизироать свою работу и мотивировать их без дополнительных затрат, при этом увеличивая производительность.

В современных условиях одной из главных задач руководителя юридического департамента холдинговой структуры является построение процесса юридического сопровождения как бизнес-единиц (отдельных обществ), так и холдинга в целом. Большую роль в данном построении играет и сама структура (оргструктура) юридического департамента холдинга.

Рекомендуем прочесть:  Сервитут для строительства газопровода

Какие цели ставятся перед юридически департаментом?

Немало ситуаций, при которых необходимо привлечение сторонних юристов (н-р, для независимой оценки рисков, решения узкоспециализированной проблемы или в случае, если вопрос находится за рамками обычной деятельности).

Юристы in-house и/или аутсорсинг?

Текущая деятельность холдинга складывается из отношений, в которых состоит компания. Чем больше (как количественно, так и качественно) данных отношений, тем чаще возникает вопрос о привлечении профильных юристов под каждый конкретный вид деятельности.

«На мой взгляд, история с soft skills на каком-то этапе даже должна превалировать с точки зрения внимания руководителя, который занимается структурированием юридического департамента, над навыками сугубо профессиональными. Я всегда исхожу из того, что люди, которые уже работают юристами, точно имеют базовые представления и знания о праве и практике. И повысить эффективность их работы совершенно точно возможно, прежде всего, через обучение и дополнительные навыки», – считает эксперт.

Уделите особое внимание набору команды для реализации внутренних и внешних проектов. Можно взглянуть на ситуацию с разных сторон. Первый сценарий – когда департамент создается с нуля. В этом случае руководителю будет проще, потому что всегда есть возможность подобрать людей сразу на конкретный функционал и задачи. Куда чаще речь идет о реорганизации службы: тут важно избежать самой распространенной ошибки – попытки подогнать структуру под людей в компании.

Совет 4: Убедитесь, что все понимают, чем вы будете заниматься

«Казалось бы, есть три столпа: договорная работа, корпоративное управление, суды и претензии – но этого недостаточно. Если мы поймем, что нужно бизнесу, сможем выделить из трех базовых вещей практики и направления, которые потребуют отдельного внимания», – подчеркивает эксперт.

Опытный юрист должен всегда предвосхищать развитие событий. Это означает, что анализируя сделку или текст договора, построение группы компаний, покупку акций, вхождение в качестве участника в другое юридическое лицо, он каждый шаг сделки или пункт договора анализирует с точки зрения «А что, если…». «Что будет, если товар не поставят?», «Что будет, если товар поставят, но не в том ассортименте, или он дефектный, или без документов?», «Что будет, если этот пункт будет выполнен?». На подобные вопросы юристы часто отвечают после того, как договор подписан и возникла критическая ситуация. В ее предотвращении важную роль играет организация работы юридической службы. Руководитель службы и его подчиненные должны все анализировать заранее.

Рекомендуем прочесть:  Пособия матерям-одиночкам в 2022 ярославль

1. Обеспечение законности в деятельности организации, защита ее прав и интересов

Или грузчики перепутали место доставки и привезли мебель не тому человеку, который все принял и расписался в получении. Юрист знает, что возник большой правовой риск и помнит ст. 312 ГК РФ, в которой сказано: «Должник, исполняя обязательство, обязан убедится в личности кредитора и обязан потребовать от кредитора доказательств, что он является надлежащим получателем товаров, работ и услуг». Но грузчики этого не знают. И не проверяют получателя. Отсюда возникает большое количество споров, которые отчасти относятся к области управления правовыми рисками.

Претензионно-исковая работа

Юрист проиграл иск по одному требованию, соответственно, подать по нему новый иск уже нельзя. Но можно найти другое обоснование для оспаривания. Так, существует п.52 совместного постановления пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов 10/22, где установлен еще один способ защиты нарушенных прав, которого нет в Гражданском Кодексе. Это иск о признании права отсутствующим. Он может спасти безнадежную ситуацию, поскольку, согласно постановлению Пленума Верховного суда №43 от 29.09.2022, на требование о признании права отсутствующим срок исковой давности не распространяется. И такого рода иски можно предъявлять через много лет с момента, когда право было нарушено.

Как мы знаем, в ряде компаний стратегические сделки выполняются отдельными “продвинутыми” юристами, в то время как сотрудники юридического департамента занимаются общеправовыми вопросами, некрупными судебными процессами и т.д. Также часто можно встретить ситуации, когда в казначействе и департаменте корпоративных финансов работают свои юристы. Такой подход кажется неправильным по следующим причинам.

Удивительно, но такое базовое понятие, как “клиент”, сильно размыто в большинстве российских компаний. Во всяком случае, многие юристы не могут четко сформулировать, для кого конкретно они выполняют работу и кто является спонсором, заказчиком и исполнителем. А ведь на самом деле подход к клиенту, который воспитывается у сотрудников юридических фирм, не должен отличаться от подхода корпоративных юристов. Каждый корпоративный юрист должен знать своего клиента в лицо и обязан немедленно реагировать на его запросы. Любой звонок клиента должен быть быстро обработан и по нему должна быть оказана оперативная помощь. Важны даже такие мелочи, как культура отправки факсов, ответа на телефонные звонки, написания меморандумов. Но, к сожалению, в российских компаниях на эти формальности часто не обращают внимания. И напрасно. Ведь без уважения к клиенту (которое проявляется и в мелочах) невозможно создать высокопрофессиональную культуру всего юридического департамента. И если клиент не спит ночью из-за важного проекта, его юрист должен работать и оказать необходимую помощь и ночью.

6. Внутренняя культура работы с клиентом

Важно отметить, что даже высококлассным юристам требуется постоянный тренинг в области своей специализации, потому что юридические знания в современных условиях имеют высокую степень “амортизации”. Без постоянного их обновления корпоративные юристы со временем начнут проигрывать своим коллегам из консалтинга и усилия по созданию юридического департамента окажутся напрасными. И здесь все средства могут быть хороши. Например, можно попросить внешних юристов, работающих с вашей компанией, подготовить презентацию для сотрудников по интересующим темам. Можно также отправить сотрудника “на стажировку” к конкретному эксперту в определенной области права. Подобных вариантов формального и неформального тренинга очень много.

Цель преумножения стоимости активов становится все более актуальной в последнее время. Но ее реализация в большей степени зависит от роли руководителя юридического департамента в компании, т.е. от того, какое место занимает юридический департамент в структуре самого холдинга. Более того, можно говорить о том, что чем больше полномочий у руководителя юридического департамента, тем большее влияние он может оказать на преумножение стоимости активов Общества. Это может проявляться как в виде подчинения руководителя юридического департамента непосредственно Генеральному директору, так и в виде нахождения его в составе совета директоров общества с правом вето на решения Генерального директора.

Кому непосредственно подчиняются юристы бизнес-единиц в холдинге?

Немало ситуаций, при которых необходимо привлечение сторонних юристов (н-р, для независимой оценки рисков, решения узкоспециализированной проблемы или в случае, если вопрос находится за рамками обычной деятельности).

Юристы in-house и/или аутсорсинг?

Текущая деятельность холдинга складывается из отношений, в которых состоит компания. Чем больше (как количественно, так и качественно) данных отношений, тем чаще возникает вопрос о привлечении профильных юристов под каждый конкретный вид деятельности.

Оцените статью
Ваш вектор правового обеспечения