Процессы юридического отдела

Юридический отдел, функции и особенности деятельности которого будут рассмотрены далее, представляет собой самостоятельное структурное подразделение. Он формируется и ликвидируется на основании приказа руководителя фирмы. Сотрудники юридического отдела подчиняются непосредственно директору. Порядок работы подразделения определяется в Положении. Этот локальный документ устанавливает права и обязанности служащих, задачи юридического отдела, круг полномочий и прочие существенные условия деятельности. Рассмотрим далее особенности работы юридического отдела на предприятии.

Общая характеристика подразделения

Практика в юридическом отделе организации связана с определением форм взаимодействия с контрагентами с учетом финансовых и производственных планов. В рамках этой деятельности служащие подразделения вносят руководителю предприятия предложения о возможном варианте установления договорных отношений. Это можно сделать двумя способами:

Договорная деятельность

После рассмотрения составляются проекты ответов на претензии, которые согласовываются с заинтересованными подразделениями предприятия. Руководителю фирмы представляются предложения по полному либо частичному удовлетворению поступивших претензий.

Еще хочу добавить, что документация хранится в закрытых на ключ шкафах с соответствующей маркировкой на ребре папки, документы должны быть разложены по дате создания. И при помощи информации 1 С или книги учета любой документ очень быстро можно найти.

В книгах учета отмечается факт выдачи ответственному сотруднику и приема на хранение в юротдел всех документов, касающихся юридического сопровождения компании, ставится собственная подпись сотрудника и дата выдачи/принятия.

Как часто Вы прибегаете к услугам юриста/нотариуса/адвоката?
Постоянно, штатный.
11.16%
Только по мере необходимости.
44.2%
Особо нет надобности, консультируюсь в интернете.
44.64%
Проголосовало: 224

Локальные акты

1. Думаю, что положение о создании и функционировании вашего отдела, а также должностные инструкции сотрудников уже составлены отделом кадров, если же нет – займитесь этим сами. Чем прозрачнее и четче будет описан процесс вашей работы, тем быстрее и слаженнее она будет идти.

Задача юриста — обеспечить систематизированный учет объектов недвижимости организации и обеспечить его государственную регистрацию. Один из механизмов обезопасить недвижимость клиента — запрет на совершение сделок без личного присутствия. Необходимо обратиться в Росреестр, чтобы собственник компании написал, что сделки по доверенности невозможны.

Устав компании — это тоже рубеж обороны юриста. В нем можно прописать определенные требования к одобрению крупных сделок. Или вообще указать, что сделки с акциями, долями, займами, кредитами, недвижимостью требуют единогласного одобрения. Установить особый порядок созыва и подготовки общего собрания не только через Почту России (письма могут перехватить рейдеры), но и дублируя информацию с помощью публикации в газете.

3. Глобальное обеспечение законности в компании

Здесь может помочь принцип Эстоппель, который подразумевает запрет на непоследовательное поведение. То есть нельзя поступать в противоречии со своими предыдущими поступками и высказываниями. В ГК его нет, но он активно применяется судами в экстренных ситуациях (потеря накладной, ее подписание лицом без полномочий). Например, кладовщик принял по доверенности партию товара, покупатель ее оплатил. Но во второй раз у него доверенности не было, между тем, партию он принял. А покупатель оказывается платить за доставленный товар, мотивируя это отсутствием разрешительных документов у кладовщика. Но на вторую партию доставки правовые нормы начинают действовать по принципу «из обстановки». То есть, если в первый раз оплаченный товар был доставлен, принят этим человеком и все было в порядке, то противоположное поведение компании может быть оспорено. Алексей Голощапов, кандидат юридических наук, преподаватель Русской Школы Управления

Рекомендуем прочесть:  Проводки в 1с возмещение затрат по аренде

Особенно в условиях современного общества с развитием дистанционной работы и цифровизации бизнеса для обеспечения беспрерывности работы компании использование электронной системы постановки задач имеет одновременно несколько достоинств: возможность отслеживания типов задач с учетом их отраслевой принадлежности, загрузки коллег и эффективности работы отдельного сотрудника; одновременный доступ всех сотрудников юридического отдела к системе, позволяющий реализовать взаимозаменяемость сотрудников.

Я всегда следовала правилу о том, что в основе достижения результата юридического отдела лежит его коллектив. Поэтому в ходе моей работы как инхаусным, так и консалтинговым юристом, я много времени посвящала работе с формированием необходимых качеств у сотрудника, отслеживанием его профессионального развития и предоставлением ему обратной связи. На мой взгляд, руководитель отдела — это лидер, который должен грамотно выстроить работу своих подчиненных.

Совет № 1. Коллектив — лучшие юристы

  • проведение due diligence направления;
  • проведение compliance-контроля направления;
  • построение системы обработки персональных данных сотрудников компании и контрагентов;
  • построение системы электронного документооборота с сотрудниками компании и контрагентами;
  • построение системы защиты конфиденциальности информации компании и контрагентов;
  • разработка коммерческой политики;
  • разработке антикоррупционной политики;
  • подготовка законопроектов для продвижения интересов компании;
  • участие в национальных и международных конференциях;
  • построение системы согласования рекламных материалов;
  • сопровождении текущей и проектной деятельности отделов.

Если выбирается вариант с полным сопровождением своей деятельности бизнес-единицей самостоятельно, то необходимость coдержать большой штат в головной компании отпадает, но возрастает необходимость в укомплектованном штате каждой бизнес-единицы, и наоборот.

В большинстве случаев структура юридического департамента не меняется. Однако, если вопрос, по которому был приглашен внешний консультант, требует постоянного разрешения, то может последовать увеличение штата собственного департамента.

Юристы in-house и/или аутсорсинг?

В зависимости от объемов работы и специфики деятельности компании отдельные юристы могут курировать несколько видов деятельности или, наоборот, могут привлекаться более узкие специалисты в той или иной области.

Основываясь на собственном опыте работы в качестве руководителя юридического отдела, автор пытается оценить роль юристов в деятельности коммерческой организации, а также охарактеризовать специфику управления юридическим подразделением компании.

Зачем нужен юридический отдел?

Кроме того, опыт показывает, что даже при активном использовании консалтинга создание полноценного юридического отдела ведет к снижению юридических расходов в целом и сокращению времени, затрачиваемого на структурирование сделок и разработку новых идей. Если же задействуются только внутренние юристы, то компании не приходится оплачивать незаконченные проекты и нереализованные идеи.

Каковы основные функции юридического отдела?

Здесь можно пойти дальше и рассмотреть вопросы так называемого двойного подчинения, когда юристы, обслуживающие конкретное направление деятельности компании, выполняя задачи, определяемые для них руководителем этого направления, функционально продолжают подчиняться главе юридического отдела, который, в конечном счете, оценивает проделанную работу. Двойное подчинение удобно для внутренних клиентов, а иногда просто необходимо, в частности, если сотрудники, занимающиеся разработкой какого-либо направления, сидят в другом офисе. Однако нельзя допускать существования нескольких юридических служб в одном бизнесе, даже когда он охватывает разные страны и юрисдикции.

Рекомендуем прочесть:  Вторые роды двойня материнский капитал

Служебные на составление проектов договоров исходящих от предприятия.
Проекты договоров полученных предприятием.
Договоры с протоколами разногласий.
Сведения о дебиторах.
Сведения о нарушении условий договоров.
Документы о недостачах и дефектной продукции (претензии покупателей, акты приемки и т.д.)
передает в отдел сбыта:

3 Внутренняя структура

4.1 Осуществление правовой экспертизы проектов приказов, положений и других актов правового характера, подготавливаемых на предприятии, в необходимых случаях участие в разработке этих документов.
4.2 Организация, совместно с другими подразделениями предприятия, подготовки предложений об изменении действующих и отмене фактически утративших силу приказов и других нормативных актов, изданных на предприятии.
4.3 Участие в подготовке и заключении коллективных договоров.
4.4 Организация совместно с другими подразделениями предприятия работы по заключении договоров (контрактов), участие в подготовке проектов указанных договоров и их анализе.
4.5 Участие в рассмотрении претензий поступивших на предприятие и подготовке ответов на них, а также осуществление методического руководства этой работой в соответствующих подразделениях.
4.6 Подготовка и направление претензий от имени предприятия по материалам переданным в юридический отдел.
4.7 Участие в рассмотрении вопросов о числящейся на балансе предприятия дебиторской и кредиторской задолженности и принятие совместно с другими подразделениями предприятия мер по ликвидации этой задолженности.
4.8 Представление интересов предприятия в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, а также других государственных органах при рассмотрении правовых вопросов.
4.9 Обобщение и анализ результатов рассмотрения судебных и арбитражных дел с участием предприятия и выработка на их основе предложений по устранению выявленных недостатков и улучшению работы предприятия.
4.10 Участие в подготовке локальных нормативных актов, разрабатываемых, а также в подготовке заключений по проектам нормативных актов, поступающих на предприятие.
4.11 Предоставление консультаций, заключений, справок по правовым вопросам.
4.12 Оказание правовой помощи комитету профсоюза.
4.13 Участие в рассмотрении документации о выпуске продукции с отклонением от установленных требований и иных правонарушений, а также принятие мер к возмещению ущерба, причиненного при этом предприятию.
4.14 Осуществление правовой экспертизы локальных нормативных актов.
4.15 Проведение правового обучения руководителей подразделений нормам действующего законодательства РФ.
4.16 Знание документации СМК предприятия и соблюдение ее требований.

2 Цели

Акты (служебные, заключения) о несоответствиях продукции и материалов. Справки, объяснительные записки.
Претензии по качеству продукции, поступившие от потребителей.
Проекты ответа на претензию по качеству продукции
Документация системы менеджмента качества предприятия.
передает в отдел технического контроля:

2. осуществление бухгалтерского учета и представление в установленном порядке бухгалтерской отчетности по единой системе данных об имущественном и финансовом положении Инспекции и результатах ее финансово-хозяйственной деятельности, а также статистической отчетности;

Принимает меры к оснащению рабочих мест сотрудников аппарата администрации канцелярскими принадлежностями, современной оргтехникой, устройствами и приспособлениями, повышающими культуру управленческого труда, контролирует расходование средств, выделенных на эти цели. — Организует работу по рассмотрению письменных предложений, заявлений и жалоб граждан. — Организует работу по рассмотрению письменных обращений, поступивших через «почтовый ящик» главы муниципального образования. — Организует личные приемы главой муниципального образования, заместителями главы муниципального образования. — Организует выездные приемы главы муниципального образования. — Осуществляет регистрацию договоров, заключаемых от имени администрации, обеспечивает их должное хранение. — Организует капитальный ремонт и текущий ремонт зданий администрации, ремонт офисного оборудования, мебели.

Положение о начальнике юридического отдела

Юридический отдел не только составляет договоры. Большое внимание следует уделять именно документам, участвующим в процессе исполнения договора (накладные, акты приемки продукции и выполненных работ, документы об оплате, счета, доверенности). Соответствующие сотрудники должны быть в полной мере осведомлены в том, как оформлять подобные документы.

Рекомендуем прочесть:  Что положено многодетным семьям в ставропольском крае

Современный этап развития российского бизнеса предполагает высокую проектную составляющую. Большинство компаний, включая лидеров российской промышленности, растут во многом не вследствие плавного технологического совершенствования, а за счет качественных проектных скачков. Корпоративные юристы, конечно, не могут, игнорируя это, продолжать заниматься выдачей доверенностей, “визированием” и наемом внешних юридических фирм. Поэтому рекомендую тщательно проанализировать свою ежедневную “текучку” (которая душит многие юридические департаменты) и трансформировать ее в некие, возможно некрупные, но все-таки проекты. При этом важно, что юрист сможет “вести” весь проект от начала до конца, а не просто отвечать на отдельные запросы клиента, знать все его детали, а не “визировать” уже готовые документы в конце. Это позволяет юристам активно влиять на проект уже на стадии создания концепции будущей сделки, когда цена ошибки особенно высока. Такой подход вносит гораздо больше осмысленности в вашу работу, а главное, он помогает точно понять, что нужно клиенту (ведь нередко ему на самом деле нужно совсем не то, о чем он просит).

1. Отказ от “визирования” и переход на проектный метод

Проектный подход требует создания новой “идеологии”, которая основана на отказе от пассивного “визирования” документов. Юрист становится активным (и часто ключевым) участником рабочей группы, он отвечает за успех проекта, а не просто за правильно составленный меморандум о его рисках.

2. Формирование сознания клиента

Проектный подход и функциональная специализация предъявляют более жесткие требования к качеству и профессиональной подготовке юристов. При этом стоит помнить, что такие юристы принесут больше, чем их заработная плата или расходы, которые возникнут при привлечении внешних юристов.

«Бизнес хочет, чтобы все было быстро, качественно и напрямую. Это вопрос доступности юристов. На внутреннем сайте банка публикуется структура юридического департамента, его функционал, и к каждому подразделению привязан альбом компетенций, в нем говорится по каким вопросам и к кому обращаться. Как управлять таким процессом – отдельный вопрос. Для этого внедряется автоматизированный реестр задач, к нему есть доступ у каждого руководителя. Так мы видим, сколько кому задач поступило, сколько времени на это затрачено», – рассказывает Татьяна Кузьмина.

Структура юридической службы

«Во многих организациях бизнес-задачи автоматизированы: в компьютерной программе исполнителю «падает» поручение, и он его выполняет. В этом случае очень логично формировать структуру юридического департамента именно через бизнес-процессы. У нас реализован такой подход: базовая структура состоит из отделов, непосредственно отвечающих за отдельные направления, в них работают люди, которым передаются соответствующие задачи», – рассказывает директор по правовой и корпоративной работе и имущественному комплексу в государственной корпорации «Росатом» Андрей Попов.

Роль юриста

«Если это маленькая компания, в которой работает один юрист, понятно, что он занимается всем, он мастер на все руки. Но по мере роста организации сокращается количество универсалов и растет число узкоспециализированных специалистов», – считает Павел Громов.

Оцените статью
Ваш вектор правового обеспечения