Повышенная стипендия истфак спбгу

Стипендия в СПбГУ

Не достаточно, так как учитывается совокупность факторов, в том числе наличие различных достижений. Рейтинговый список выстраивается строго по сумме баллов за все достижения, поэтому в 10-процентный лимит входят только те обучающиеся, которые по совокупности всех баллов имеют наибольшее количество баллов.

Редакция edunews.ru обратилась в ведущие российские вузы с просьбой рассказать о видах стипендий и порядке их назначения в каждом учебном заведении. На этой странице мы публикуем информацию, предоставленную пресс-центром Санкт-Петербургского государственного университета.

  • Государственная академическая стипендия в повышенном размере назначается по итогам конкурса заявлений-анкет студентов. Заявление-анкета и копии всех документов, подтверждающих достижения, проверяются сотрудниками Университета при участии членов студенческих советов. В том числе проверяются сведения об академической успеваемости студентов на соответствие пункту 7а Порядка назначения стипендий. По итогам рассмотрения заявлений-анкет формируются рейтинговые списки студентов в соответствии с суммами баллов за анкеты.
  • Стипендия имени академика А. А. Фурсенко. Назначается обучающимся в СПбГУ по образовательным программам высшего образования. Стипендия учреждена в целях поощрения разработки обучающимися актуальных исторических, социально-экономических и политических проблем современной цивилизации.
  • Стипендия имени академика Б. Б. Пиотровского. Назначается обучающимся в СПбГУ по образовательным программам высшего образования. Стипендия учреждена в целях поощрения обучающихся, осуществляющих научную деятельность, и стимулирования обучающихся к осуществлению научной деятельности в области истории, археологии, востоковедения.
  • Стипендия имени М. В. Ломоносова. Назначается обучающимся в СПбГУ по образовательным программам высшего образования. Стипендия учреждена в целях поощрения обучающихся, осуществляющих научную деятельность и стимулирования обучающихся к осуществлению научной деятельности в области химических наук, материаловедения, кристаллохимии и кристаллографии.
  • Именная стипендия академика С. П. Меркурьева. Назначается студентам СПбГУ, как правило, старших курсов, проявившим выдающиеся способности в учебной и научной деятельности.
  • Ректорские стипендии для обучающихся по основным образовательным программам магистратуры. Назначается обучающимся, зачисленным на 1 курс основных образовательных программ магистратуры СПбГУ в области физико-математических и естественных наук.
  • Стипендия имени академика Ф. П. Митрофанова. Назначается обучающимся СПбГУ по основным образовательным программам высшего образования бакалавриата и магистратуры по направлению «Геология».
  • Именная стипендия за выдающиеся достижения в спорте обучающимся в СПбГУ. Назначается обучающимся СПбГУ, осваивающим образовательные программы среднего профессионального образования, образовательные программы бакалавриата, специалитета и магистратуры как за счет ассигнований федерального бюджета, так и по договорам с оплатой стоимости обучения. Обучающиеся, проявившие выдающиеся способности в области спорта высоких достижений, а именно: являющиеся членами сборной команды РФ по олимпийским и неолимпийским видам спорта (основная, молодежная, юниорская и юношеская сборные, а также резервный состав).
  • Стипендия имени профессора В. П. Тугаринова. Назначается обучающимся СПбГУ по основным образовательным программам высшего образования бакалавриата и магистратуры, получившим по итогам промежуточной аттестации в течение двух семестров подряд, предшествующих назначению стипендии, оценки «отлично». Стипендия учреждена в целях поощрения обучающихся, осуществляющих научную деятельность, и стимулирования обучающихся к осуществлению научной деятельности в области философии, этики и религиоведения, а также философских проблем культуры и общества.
  1. Государственная социальная стипендия:
  • для студентов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по основным образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, специалитета, магистратуры) по очной форме обучения, составляет 2 432 рубля в месяц;
  • для студентов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по основным образовательным программам среднего профессионального образования по очной форме, составляет 884 рубля в месяц.
  1. Государственная академическая стипендия:
  • для студентов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по основным образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, специалитета, магистратуры) по очной форме обучения, составляет 1 621 рубль в месяц;
  • для студентов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по основным образовательным программам среднего профессионального образования по очной форме, составляет 589 рублей в месяц.
  1. Государственной стипендия аспирантам:
  • для аспирантов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по очной форме (за исключением государственной стипендии аспирантам, обучающимся по программам подготовки научно-педагогических кадров по техническим и естественным направлениям подготовки согласно перечню, который устанавливается Министерством образования и науки РФ), составляет 3 190 рублей в месяц;
  • для аспирантов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров по техническим и естественным направлениям подготовки согласно перечню, который устанавливается Министерством образования и науки РФ, составляет 7 656 рублей в месяц

Какие стипендии можно получить в СПБгу в 2022 году

Стипендии назначены на конкурсной основе распоряжением Комитета по науке и высшей школе от 21.10.2022 № 222 с 01.09.2022 на 12 месяцев. На конкурс в 2022 году было подано 632 заявления от студентов и абитуриентов из 18 вузов Санкт‑Петербурга. Получателями стипендий стали 320 студентов 1 и 2 курсов 16 вузов Санкт‑Петербурга из разных регионов России.

Минимальный размер «академки» в РФ для учащихся в высших учебных заведениях составляет 1340 рублей, а для тех, кто учится в техникумах или колледжах – 487 рублей. Помните, что образовательное учреждение согласно закону не имеет права выплачивать вам денежные средства в меньшей сумме, чем указано выше.

Сейчас поговорим о бюджетных деньгах. Правительственное постановление гласит, что они касаются только тех студентов, которые обучаются на бюджетной основе (логично) и по очной форме. Для расчёта этой субсидии дана формула и приложены нормативы (вот про академическую и социальную мы уже говорили: 1.484 и 2.227 рублей соответственно).

Как часто Вы прибегаете к услугам юриста/нотариуса/адвоката?
Постоянно, штатный.
11.11%
Только по мере необходимости.
44%
Особо нет надобности, консультируюсь в интернете.
44.89%
Проголосовало: 225

Кроме того, стипендии могут отличаться по размерам в разных городах России. Так, в Москве и в северных регионах со сложными климатическими условиями студенты зачастую получают больше, нежели в иных населённых пунктах. Узнавать точные величины следует непосредственно в ВУЗах, так как выплаты назначаются и выплачиваются через них.

Повышенную государственную академическую стипендию выдают только отлично учащимся, которые участвуют в активной жизни вуза. Размер этих выплат определяется учреждением в зависимости от многих критериев. На текущий момент выплаты составляют 5-7 тыс. рублей обычному студенту, аспиранту – 11-14 тыс.

Повышенная Стипендия За Высокие Баллы Егэ Спбгу

Размер стипендии способен колебаться в различных образовательных учреждениях. Любой ВУЗ может индивидуально определять размер данной денежной выплаты учащимся. Чтобы получить повышенную академическую стипендию, студенту потребуется закончить семестр на «отлично». То есть с одними пятерками в зачетной книжке. Также студенту необходимо принимать активное участие в общественной жизни ВУЗа в любом направлении (творческое, экспериментальное и др.). Естественно, повышенная академическая стипендия будет больше обычной.

Кроме этого, немого поговорим о процедуре подачи апелляции. Она проходит до 14 октября. Для того, чтобы подать апелляцию, вам следует обратиться к представителю студсовета вашей группы. Также подать заявление в учебный отдел факультета или написать на почту Карине Долгодворовой.

  1. Справку из паспортного стола о составе семьи.
  2. Документ, подтверждающий доходы каждого совершеннолетнего члена семьи – зарплата, пособие или пенсия.
  3. Справка из центра занятости и копия трудовой книжки от тех, кто пока не имеет работы. Если в отмеченное ведомство никто не обращался – придётся, иначе социальная стипендия не будет присуждена.
  4. Справка с ВУЗа о прохождении обучения.
  5. Документ, подтверждающий родственные связи: свидетельством о браке, рождении и прочее.
  6. Специальное заявление.

К сожалению, сейчас над Россией и всем миром навис коронавирус, поэтому вопрос увеличения бюджета на стипендии студентам повис в воздухе, как и многие другие финансовые проблемы. Что будет дальше, предсказать трудно, ведь всё будет зависеть от действий Правительства Российской Федерации и самого Президента, а их действия, как правило, предсказать невозможно.

Руководство СПбГУ в лице ректора Николая Кропачева, председателя профкома сотрудников Леонида Иванова и председателя профкома студентов и аспирантов Дмитрия Богатурова направило в середине января совместное письмо в адрес министра финансов РФ с просьбой о разблокировании счетов.

Как получать стипендию 20 тысяч рублей

Точный размер повышенной стипендии устанавливает вуз с учетом образовательной программы, курса и размера стипендиального фонда. В СПбГУ конкурс на такую стипендию проводят раз в семестр. В других вузах может быть по-другому, поэтому лучше уточнять в деканате или учебном отделе.

Повышенная государственная академическая стипендия ( ПГАС ) составляет около 10 000 рублей в СПбГУ , от 5000 до 30 000 рублей во ВШЭ . В большинстве вузов размер стипендии меняется каждый семестр: он зависит от размера фонда, количества студентов и их достижений. Есть вузы, где размер фиксирован. Например, в СПбГУ активным студентам платят по 8000 рублей. ПГАС выплачивают раз в месяц в течение семестра. Документы на ПГАС надо подавать в начале семестра.

В СПбГУ достижения оценивают баллами. Чем больше областей затронуто, тем выше шансы получить стипендию. Студент со значком ГТО , победивший в конкурсе экологического плаката, получит больше баллов, чем студент, выигравший в пяти олимпиадах по одному предмету. Оценки при этом — лишь один из многих критериев, учиться на отлично для участия в конкурсе не обязательно.

Рекомендуем прочесть:  Бузулук прожиточный минимум 2022

В России научные журналы проходят аттестацию в ВАК (Высшей аттестационной комиссии), но для стипендии может подойти и публикация в журнале, входящем в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) или Научную электронную библиотеку Elibrary.ru. Условия публикации в каждом журнале свои. Например, по правилам публикации в ежемесячном журнале «Молодой ученый» нужно заплатить 210 рублей за первую страницу и по 168 рублей за следующие. Статью 3—5 дней рецензирует редколлегия журнала, ее опубликуют в следующем же номере, а справку о публикации вышлют сразу после оплаты.

Специалисты и бакалавры первого и второго курса могут претендовать на повышенную социальную стипендию, если они уже получают обычную социальную стипендию, а также если у них только один родитель — человек с инвалидностью первой группы. Эту стипендию платят уже только хорошистам и отличникам.

Путеводитель СПбГУ: деньги

Иногда может быть и «дополнительная очередь»: мат. помощь приходит в декабре. Так случается изза невостребованности некоторых денег (ректорат предполагал, что, допустим, столько-то инвалидов попросит о вспомоществовании, а претендентов на самом деле оказалось меньше; сюда же входит и экономия по выплатам академических стипендий, но об этом — далее).

Ещё есть «материальная помощь в целях компенсации затрат на питание». Некоторые категории могут вернуть себе часть денег, потраченных на обеды в университетских столовых. Но при условии, что они не получают повышенных стипендий. Кроме того, существует такая штука, как «полное государственное обеспечение» для сирот (вплоть до 23 лет).

Вся документация на том портале находится в общем доступе. Давайте посмотрим студенческие мероприятия, чтобы вы представляли себе цены. Так, нашумевший в прошлом году конкурс «Мисс СПбГУ» от SPbU Event стоил по контракту почти 110 тысяч рублей. Традиционный праздник «День Филолога и Восточника» обошёлся в 180 тысяч. Ровно та же сумма была у самой масштабной премии — Drucker Awards XXIII (проходит у менеджеров). В свою очередь, Ave Politia и Crystal Awards в Смольном кампусе стоят 28 и 38 тысяч соответственно. Праздник Halloween на факультете свободных искусств и наук в 2022 году потребовал 78,5 тысяч рублей.

СПбГУ переводит все стипендии на карты 5 числа: за предшествующий месяц. Иначе говоря, за сентябрь деньги будут 5 октября. Но если это число выпадает на выходной (или праздничный) день, то — накануне. Исключение: стипендии за декабрь приходят не 5 января, а 25 декабря, т.к. новогодние праздники. Все выплаты проходят через бухгалтерию, поэтому справку о доходах студента надо оформлять там. А ещё стипендии, премии, материальная помощь и др. — суммируются.

У нас в Университете почти с самого начала студсоветы взялись за составление списков тех, кто претендует на ПГАС. Первые критерии были разработаны в 2012-13 гг. (в то время, когда действовал первый президиум Студсовета СПбГУ). За основу были взяты рекомендации постановления, но каждый факультет самостоятельно продумывал структуру и разбалловку. Разработчики выбрали комплексную модель оценивания: в одной анкете суммировались достижения в учёбе, науке, спорте, культурной и общественной деятельности. Эта модель в СПбГУ сохранилась до сих пор. Во всём остальном факультетские критерии были настолько разными, что, по воспоминаниям старожилов, студсоветчик с одного факультета мог не разобраться в критериях другого без специальных пояснений.

Поступление на исторический факультет СПбГУ

К числу основных курсов, которые читаются студентам исторического факультета СПбГУ, относятся история США, история мировой культуры, история России, этнология и другие. Стоит отметить, что студенты получают доступ к комплексу музеев Петербурга, а также к их архивам. Кроме того, студенты получают шанс воспользоваться академической мобильностью и уезжают на 1 или 2 семестра на обучение в иностранные учебные заведения, являющиеся партнерами Санкт-Петербургского государственного университета. В их числе Университет Гамбурга, Латвийский университет, Тартуский университет, Университетский колледж Лондона и другие. В число преподавательского состава входят почетные профессора и доктора исторических наук в лице С. Г. Кащенко, В. Н. Барышников и другие.

Чтобы успешно поступить на направление «История» в 2022 году, абитуриенту необходимо было преодолеть порог в 266 баллов. Для поступления на контрактное место требовалось 208 баллов. Конкурс на 1 бюджетное место составлял более 10 человек. В 2022 году мест за счет федерального бюджета выделено 70, мест за счет собственной оплаты студента всего 30. Стоимость обучения в год составляет 201 000 рублей.

Чтобы поступить на направление подготовки бакалавров «История искусств» в 2022 году, абитуриенту следовало преодолеть порог в 265 баллов. Для поступления на платное место требовалось чуть меньше баллов, а именно 205. Конкурс на бюджетное место составлял более 25 человек. В 2022 году мест за счет федерального бюджета выделено 10, мест за счет собственной оплаты студента 15. Стоимость обучения в год составляет 195 000 рублей.

Проходной балл на исторический факультет СПбГУ в рамках направления подготовки бакалавров «Музеология» в 2022 году составлял значение 258. Иными словами, на бюджетные места прошли те студенты, которые по сумме трех государственных экзаменов набрали большее количество. Для поступления на платное место в 2022 году хватило 219 баллов. При этом в 2022 году бюджетных мест выделено 12, мест с оплатой обучения 13. Стоимость обучения на данном направлении подготовки бакалавров составляет 200 000 рублей в год.

В число основных учебных курсов направления «Становление современной западной цивилизации» входят античное и средневековое наследие в Санкт-Петербурге, формирование европейской идентичности и другие. Для поступления на магистерскую программу абитуриентам требуется успешно пройти конкурс документов.

Повышенная Стипендия За Высокие Баллы Егэ Спбгу

Если студент живет в общежитии и получает только академическую стипендию 1484 рубля, его могут признать «одиноко проживающим малоимущим». Социальные работники спросят, получаете ли вы деньги от родителей и сколько. Но никакими документами это подтверждать не нужно.

Каждый сентябрь ректорат повышает академическую и социальную на небольшие суммы. Повышенная академическая традиционно равна 6-10 тыс. руб. В то же время повышенная социальная составляет 10-30 тыс. руб. Остаточные средства идут на помощь оказавшимся в трудной жизненной ситуации, беременным девушкам, молодым семьям, возмещение билетов на дорогу домой и обратно, дорогостоящее лечение и так далее.

Размер стипендии способен колебаться в различных образовательных учреждениях. Любой ВУЗ может индивидуально определять размер данной денежной выплаты учащимся. Чтобы получить повышенную академическую стипендию, студенту потребуется закончить семестр на «отлично». То есть с одними пятерками в зачетной книжке. Также студенту необходимо принимать активное участие в общественной жизни ВУЗа в любом направлении (творческое, экспериментальное и др.). Естественно, повышенная академическая стипендия будет больше обычной.

СПбГУ переводит все стипендии на карты 5 числа: за предшествующий месяц. Иначе говоря, за сентябрь деньги будут 5 октября. Но если это число выпадает на выходной (или праздничный) день, то — накануне. Исключение: стипендии за декабрь приходят не 5 января, а 25 декабря, т.к. новогодние праздники. Все выплаты проходят через бухгалтерию, поэтому справку о доходах студента надо оформлять там. А ещё стипендии, премии, материальная помощь и др. — суммируются.

  • Молодым ученым, которые публикуют особое открытие;
  • Студентам, насобиравшим наибольшее количество грантов и побед в конкурсах.
  • При этом более половины всех работ должны иметь высший бал;
  • Инженерам, сделавшим важное открытие или изобретение в области радиотехники либо в конструкции летательных аппаратов;
  • физикам-теоретикам – на президентскую могут рассчитывать и другие специальности, почитаемые в России как приоритетные (например, дизайн, физкультура, нефтяное дело и т.д.).

«Развал» чего-либо — во многом вопрос субъективных ощущений, как и оценка, хороши конкретные ученые или бестолковы. Многие думали, что истфак «убивали» в 2001 году, когда с должности декана выгоняли Игоря Фроянова. Фроянов был легендой и глыбой, но одновременно невыносимым антисемитом и националистом, против которого в итоге открыто выступили его собственные коллеги. При всей своей неоднозначности Фроянов олицетворял «ленинградскую школу» истории, однако современным студентам, скорее всего, не захотелось бы учиться на таком истфаке.

Здесь пора напомнить, что истфака, строго говоря, не существует в СПбГУ уже пять лет. Его заменил Институт истории, который, в отличие от выборного декана, как и другие институты — философии, педагогики, наук о земле, химии — возглавляет назначаемый ректором директор. Но старое название сохранилось и используется. На майках, в которых недовольные активисты пришли на студсовет, было напечатано — по последней фрондерской моде — «Я/Мы истфак СПбГУ». Это, видимо, должно лишний раз намекать на неприятие перемен.

Студенческий актив и многие выпускники возмутились. По их мнению, ректорат занимается развалом института, выживает заслуженных преподавателей на формальных основаниях и вообще убивает традиции, предлагая готовить специалистов широкого профиля (подразумевается — дилетантов) вместо экспертов в конкретной области. Собравшийся накануне студсовет принял резолюцию с требованием отменить приказ 3773/1 о минимальной численности студентов для открытия дисциплин, прекратить практику слияния кафедр и сокращение ставок преподавателей, а впредь все судьбоносные решения принимать только после широкого обсуждения.

Рекомендуем прочесть:  По пенсионной проездной карточке до какого номера автобуса можно ехать

Конфликт между «творцом» (а ученые, безусловно, относятся к творческим людям) и «заказчиком», на чьи деньги творец вообще существует, — древний и абсолютно естественный, у каждой стороны здесь есть своя весомая аргументация. Вероятно, Кропачеву следовало бы посвятить больше времени разъяснениям своих действий: реформа в СПбГУ идет уже 10 лет, и от нее многие действительно устали. Наука — весьма деликатная область, имеющая чрезвычайно много нюансов. Но именно поэтому тактика «сначала разобраться со всеми нюансами, а потом приступать к реформе» будет означать, что реформа не начнется никогда.

Первый повод для беспокойства появился еще в апреле — в виде приказа о новых требованиях к численности слушателей спецкурсов. Уже тогда студенты собирали подписи за его отмену. Теперь для открытия элективных дисциплин, то есть спецкурсов для старшекурсников, требовалось не менее 10 студентов. А в конце мая возникли и слухи об отставках преподавателей, которые вскоре подтвердились. Уходит полтора десятка человек, среди них — видные медиевисты, «античники», археологи; больше всего пострадала кафедра этнографии и антропологии, которую должны покинуть сразу пятеро сотрудников. Несколько человек, как выяснилось, написали заявление «по собственному желанию», остальные не прошли конкурс (с преподавателями СПбГУ, как правило, заключают контракты на 1–2 года), не имели степени и/или нужного количества научных публикаций. Одновременно с этим стало известно, что некоторые малочисленные кафедры ждет объединение.

Понятно, что СПбГУ как государственная структура ассоциируется с государством, а оно в глазах критиков обязано оставаться консервативным. И вполне можно скептически возразить, что невозможно представить посередине путинской России и бегловского Петербурга организацию, автономно от всех дрейфующую в сторону международных стандартов и правил. Но организацию, в таких условиях сохраняющую верность идеалам вольницы и самоуправления, представить все равно еще сложнее.

Первый повод для беспокойства появился еще в апреле — в виде приказа о новых требованиях к численности слушателей спецкурсов. Уже тогда студенты собирали подписи за его отмену. Теперь для открытия элективных дисциплин, то есть спецкурсов для старшекурсников, требовалось не менее 10 студентов. А в конце мая возникли и слухи об отставках преподавателей, которые вскоре подтвердились. Уходит полтора десятка человек, среди них — видные медиевисты, «античники», археологи; больше всего пострадала кафедра этнографии и антропологии, которую должны покинуть сразу пятеро сотрудников. Несколько человек, как выяснилось, написали заявление «по собственному желанию», остальные не прошли конкурс (с преподавателями СПбГУ, как правило, заключают контракты на 1–2 года), не имели степени и/или нужного количества научных публикаций. Одновременно с этим стало известно, что некоторые малочисленные кафедры ждет объединение.

Происходящее очевидно является продолжением реформы, начатой ректором Николаем Кропачевым уже больше 10 лет назад, сразу после вступления в должность: факультеты сливают, вместо них появляются «институты» и «высшие школы», реорганизуют учебные планы, к преподавателям появляются новые требования, в частности, по количеству научных публикаций, идут сокращения. В реформах всегда есть пострадавшие, есть они и в СПбГУ — пару лет назад на митинги, например, выходили преподаватели бывшего географического факультета, требовавшие его воссоздания. Им казалось, что их ущемляют «геологи», с которыми «географов» объединили в Институт наук о земле (вдохновитель протестов, доцент Сергей Хрущев в итоге не прошел конкурс на должность и покинул СПбГУ). Непростым в свое время оказалось и преобразование журфака в Высшую школу журналистики, там тоже увольняли сотрудников, и тоже со скандалами.

В свою очередь и университетские реорганизации — проекция общих процессов в отечественной науке, самым громким проявлением которых стала реформа РАН в 2013 году. Государство, в какой-то момент решившее приступить к масштабным денежным вливаниям в науку, захотело эти деньги контролировать, требовать отчета и конкретных результатов. Традиционная же система была объявлена архаичной и неэффективной, отчего академики бунтовали и даже выходили протестовать.

Конфликт между «творцом» (а ученые, безусловно, относятся к творческим людям) и «заказчиком», на чьи деньги творец вообще существует, — древний и абсолютно естественный, у каждой стороны здесь есть своя весомая аргументация. Вероятно, Кропачеву следовало бы посвятить больше времени разъяснениям своих действий: реформа в СПбГУ идет уже 10 лет, и от нее многие действительно устали. Наука — весьма деликатная область, имеющая чрезвычайно много нюансов. Но именно поэтому тактика «сначала разобраться со всеми нюансами, а потом приступать к реформе» будет означать, что реформа не начнется никогда.

Вуз сам определяет, сколько педагогов и научных сотрудников нанять, исходя из размера государственной субсидии, подчёркивает профессор Института образования ВШЭ Ирина Абанкина. Рекомендуемое соотношение — один преподаватель на 12 студентов. В 2012 году этот показатель был равен 9,4 студента на одного преподавателя.

Но саму цифру — четверть от обычной ставки — преподаватели «восприняли как плевок в свою сторону». «Практика длится 28 суток, я везу студентов, отвечаю за них 24 часа в сутки, всё это время нахожусь в отрыве от дома. Нам непонятно, почему цифра именно такая. Возможно, это какие-то бюрократически проволочки, но нам о них не сказали», — недоволен сотрудник СПбГУ.

Активисты студсовета во главе с Лией Фарраховой организовали протестную кампанию против решения вуза: выходили на одиночные пикеты, запустили в соцсетях хештег #ямыистфакспбгу. По словам преподавателя факультета, руководство вуза считает, что организовать кампанию студентам «помогли» в чьих-то интересах. Когда ситуацией заинтересовались либеральные оппозиционные СМИ — «Радио Свобода», «Эхо Москвы», — это мнение окрепло.

Но, например, в 2022 году в России начали работать над проектом федерального закона об этнологической экспертизе. Её проводят, чтобы минимизировать вред малым народам, если на территории, где они живут, строят промышленные объекты. Специалистов, которые могут проводить такую экспертизу, в России сегодня готовят, по сути, в одном месте — на кафедре этнологии Института истории СПбГУ.

Помимо этого, в конце июня отменили практику студентов-археологов на Кольском полуострове. Официальная причина — разорилась компания, которая организовывала трансфер. Неофициальная — преподаватель, который курировал эту практику, отказался работать на условиях, с которыми его коллеги молча согласились. «Когда закончится практика, люди будут, видимо, уволены», — считает сотрудник СПбГУ.

Чтобы поступить на направление подготовки бакалавров «История искусств» в 2022 году, абитуриенту следовало преодолеть порог в 265 баллов. Для поступления на платное место требовалось чуть меньше баллов, а именно 205. Конкурс на бюджетное место составлял более 25 человек. В 2022 году мест за счет федерального бюджета выделено 10, мест за счет собственной оплаты студента 15. Стоимость обучения в год составляет 195 000 рублей.

Чтобы успешно поступить на направление «История» в 2022 году, абитуриенту необходимо было преодолеть порог в 266 баллов. Для поступления на контрактное место требовалось 208 баллов. Конкурс на 1 бюджетное место составлял более 10 человек. В 2022 году мест за счет федерального бюджета выделено 70, мест за счет собственной оплаты студента всего 30. Стоимость обучения в год составляет 201 000 рублей.

Проходной балл на исторический факультет СПбГУ в рамках направления подготовки бакалавров «Музеология» в 2022 году составлял значение 258. Иными словами, на бюджетные места прошли те студенты, которые по сумме трех государственных экзаменов набрали большее количество. Для поступления на платное место в 2022 году хватило 219 баллов. При этом в 2022 году бюджетных мест выделено 12, мест с оплатой обучения 13. Стоимость обучения на данном направлении подготовки бакалавров составляет 200 000 рублей в год.

В число основных учебных курсов направления «Становление современной западной цивилизации» входят античное и средневековое наследие в Санкт-Петербурге, формирование европейской идентичности и другие. Для поступления на магистерскую программу абитуриентам требуется успешно пройти конкурс документов.

К числу основных курсов, которые читаются студентам исторического факультета СПбГУ, относятся история США, история мировой культуры, история России, этнология и другие. Стоит отметить, что студенты получают доступ к комплексу музеев Петербурга, а также к их архивам. Кроме того, студенты получают шанс воспользоваться академической мобильностью и уезжают на 1 или 2 семестра на обучение в иностранные учебные заведения, являющиеся партнерами Санкт-Петербургского государственного университета. В их числе Университет Гамбурга, Латвийский университет, Тартуский университет, Университетский колледж Лондона и другие. В число преподавательского состава входят почетные профессора и доктора исторических наук в лице С. Г. Кащенко, В. Н. Барышников и другие.

В свою очередь и университетские реорганизации — проекция общих процессов в отечественной науке, самым громким проявлением которых стала реформа РАН в 2013 году. Государство, в какой-то момент решившее приступить к масштабным денежным вливаниям в науку, захотело эти деньги контролировать, требовать отчета и конкретных результатов. Традиционная же система была объявлена архаичной и неэффективной, отчего академики бунтовали и даже выходили протестовать.

Происходящее очевидно является продолжением реформы, начатой ректором Николаем Кропачевым уже больше 10 лет назад, сразу после вступления в должность: факультеты сливают, вместо них появляются «институты» и «высшие школы», реорганизуют учебные планы, к преподавателям появляются новые требования, в частности, по количеству научных публикаций, идут сокращения. В реформах всегда есть пострадавшие, есть они и в СПбГУ — пару лет назад на митинги, например, выходили преподаватели бывшего географического факультета, требовавшие его воссоздания. Им казалось, что их ущемляют «геологи», с которыми «географов» объединили в Институт наук о земле (вдохновитель протестов, доцент Сергей Хрущев в итоге не прошел конкурс на должность и покинул СПбГУ). Непростым в свое время оказалось и преобразование журфака в Высшую школу журналистики, там тоже увольняли сотрудников, и тоже со скандалами.

Рекомендуем прочесть:  Льготы ветерану труда по стажу в курганской области

В 2013 году, когда исторический факультет трансформировали в институт, студенты уже протестовали. И добились хотя бы того, что институт стал институтом истории, а не истории и философии, как планировалось. Сейчас они надеются на повторение успеха. Их требования не очень радикальны, ректорат, наверное, может пойти на их частичное удовлетворение — а может и не пойти, ведь тот же самый приказ 3773/1 относится ко всему университету, и вряд ли для истфака будут делать исключение (впрочем, действие приказа пока приостановлено). Что касается ставок, то сейчас на истфаке на одного преподавателя приходится шесть студентов — слишком большая диспропорция, как считают в руководстве.

Понятно, что СПбГУ как государственная структура ассоциируется с государством, а оно в глазах критиков обязано оставаться консервативным. И вполне можно скептически возразить, что невозможно представить посередине путинской России и бегловского Петербурга организацию, автономно от всех дрейфующую в сторону международных стандартов и правил. Но организацию, в таких условиях сохраняющую верность идеалам вольницы и самоуправления, представить все равно еще сложнее.

Конфликт между «творцом» (а ученые, безусловно, относятся к творческим людям) и «заказчиком», на чьи деньги творец вообще существует, — древний и абсолютно естественный, у каждой стороны здесь есть своя весомая аргументация. Вероятно, Кропачеву следовало бы посвятить больше времени разъяснениям своих действий: реформа в СПбГУ идет уже 10 лет, и от нее многие действительно устали. Наука — весьма деликатная область, имеющая чрезвычайно много нюансов. Но именно поэтому тактика «сначала разобраться со всеми нюансами, а потом приступать к реформе» будет означать, что реформа не начнется никогда.

Пока студенты протестуют, преподаватели предпочитают не появляться в публичном поле — комментарии дают только с условием, что они будут опубликованы анонимно. «Большинство преподавателей, как мне кажется, наблюдают за ситуацией с кухонным сочувствием, потому что не идёт и речи о публичном высказывании своей позиции. Многие к существующему режиму адаптировались», — объясняет сотрудник Института истории.

По данным студенческого комитета, из 14 преподавателей, которые уходят с факультета, пятеро — преподаватели кафедры этнологии и антропологии. Трое не прошли по конкурсу на замещение должностей или не были к нему допущены. Остальные покидают вуз по собственному желанию.

В вузе ответили: необходимые выпускникам компетенции сформируются и без этого. «Востребованность выпускников университета… не сводится к изучению дисциплин в малых группах», — говорится в ответе проректора Марины Лавриковой на обращение студентки химического факультета.

После, по словам Абанкиной, к конкурсам стали относиться «более аккуратно», теперь контракты заключаются на один-три года, с преподавателями, которыми вуз дорожит особенно, — на пять лет. Но после они, как и остальные сотрудники, участвуют в конкурсе на общих основаниях.

Ситуацию в преподавательском штате исторического факультета студенты связывают с тем, что университет пытается экономить. По словам преподавателя факультета, в частных беседах руководство вуза не скрывало, что ситуация с финансированием непростая: «Нельзя сказать, что этого не ждали. Информация ходила, хотя официальных заявлений не было. Никто не думал, что это произойдёт так резко».

Нездоровая атмосфера: что скрывается в недрах СПбГУ

Под своим именем давали интервью лишь выпускники истфака, ныне работающие в других местах и ничем не связанные со своей alma mater. Причина проста: в трудовых контрактах преподавателей на видном месте стоит пункт, запрещающий давать интервью и комментарии прессе без согласования с ректоратом. Такую закрытость, более уместную в крупной бизнес-корпорации, чем в цитадели знаний, принес в СПбГУ нынешний ректор Николай Кропачев.

В апреле 2022 года первая проректор СПбГУ Марина Лаврикова подписала приказ, согласно которому, для открытия спецкурса по выбору требуется не менее 10 записавшихся на него студентов. Приказ, как писала «Новая газета», не обсуждался ни с учебно-методическими комиссиями, ни со студсоветом, что было объяснено его «техническим характером». И студенты, и преподаватели пришли в ужас.

«Видимо, дело в том, что Кропачев — не ученый в строгом смысле слова, — добавляет С. — Он юрист, человек с формальным мышлением, и особенности научной работы ему не вполне понятны. Уникальность, индивидуальный подход, роль личности — все это ему чуждо, и спецкурс, на который ходят 3−4 человека, кажется ему бессмысленным разбазариванием времени и средств».

Появилась группа «ВКонтакте» под названием «Мы против слияния факультетов СПбГУ», в которую вступили около 1400 человек, петиция на Change.org, начались одиночные пикеты. К протестам подключились и несколько известных преподавателей. В результате руководство отказалось от этой идеи, ограничившись преобразованием истфака в Институт Истории.

«В университете появились доносы, люди стали писать отказные письма, где отрекаются от сказанных слов или принятых решений. О демократии в университете забыли: раньше все решал ученый совет, куда входило около сотни человек, вдруг основным органом стал сенат из 20 человек, где половина — это замы Кропачева», — рассказывала Шишкина.

Отзывы о СПбГУ

На третьем курсе я продолжал учиться, но не со столь большим фанатизмом, ведь работал на своё резюме и продолжал нарабатывать опыт. Важное отличие студентов ВШМ от других — у нас лучшее резюме на рынке труда студентов экономических специальностей, да и не только. Интересный факт: к четвёртому курсу студенты уже знают такие вещи, о которых не в курсе многие специалисты со стажем — это я понял на моих прежних местах работ/стажировок.

ВШМ СПбГУ — это совершенно другая история. Здесь экзамены это лишь 30% успеха и то сдаются они в анонимн .
Показать полностью. ой форме (даже глушилки ставят, дабы изменить нашу ментальность халявных-списывальщиков). Для того, чтобы сдать предмет — надо пахать в семестре и пахать — это не значит зубрить материалы и так называемые билеты (у нас их нет), тут нужно понимать суть и с практической точкой зрения подходить к решению поставленных задач. Я уж боюсь заикнуться про покупку оценок. Ни одного случая я не слышал и вылетало у нас по 30 человек за ОДНУ сессию, а поступило 230. К четвёртому курсу остались самые стойкие.

Положительные моменты:
— в ВУЗе нет коррупции, для того чтобы сдать экзамены и зачеты придется учиться. Только на последнем году обучения автора в университете отменили практику отчисления из-за трех академических задолженностей (сейчас отчисляют только тогда, когда студент не сдает вторую пересдачу).
— некоторые предметы ведут настоящие профессионалы своего дела (яркие примеры на экономическом факультете — Оценку Бизнеса преподаватель, практикующий этот вид деятельности более 11 лет, один из предметов, посвященных деятельности банков, ведет руководитель одной кредитной организации. Этим примеры не ограничиваются).
— на моем опыте в каждом семестре был 1-2 предмета, которые велись выдающимися преподавателями, знания этих предметов пригодились в итоге в практической деятельности.
— достойный уровень образования (особенно на технических специальностях специальностях естественно .
Показать полностью. -научного цикла, по мнению знакомых, хорошие отзывы также от ребят с ВШЖМК, факультета свободных искусств, ЮрФака и филологического).
— возможности международного студенческого обмена — все знакомые, кто хотел отправиться учиться на семестр (кто-то на два) учиться заграницу (в том числе со стипендией),в итоге свое желание осуществили. Выбор вузов-партнеров перед ребятами стоял очень большой.
— достойный уровень технической оснащенности университета.
— есть военная кафедра

— Предметы для всего потока. Под ними я имею в виду те предметы, на которые ходят все студенты вне зависимости от модуля и элективов. К ним относятся политические системы, введение в международные отношения, история международных отношений, теория международных отношений и так далее. В целом, изучать эти вещи интересно и, более того, полезно для общего развития. После курса политсистем вы начнёте лучше разбираться в том, как устроены страны, а после истории международных отношений сможете по-иному взглянуть на мировую историю. Сдать эти предметы довольно сложно из-за большого объема, но большинству это удаётся с первого раза.

Я не вылетал там, но знаю таких людей. Это помойка, прикрытая пафосом. Кампус этот дешевый до сих пор не достроены, в стекляшках (кабинеты для студентов) стоят стулья уровня самых дешманских из ИКЕИ за 70000 рублей. Все на откатах построено, уже трещины идут в некоторых местах кампуса, материалы некачетсвенные. Пропадают картины, мониторы.

Оцените статью
Ваш вектор правового обеспечения