Льготы при проживании вблизи атомных станций

Льготы при проживании вблизи атомных станций

В странах, где атомная энергетика развивалась хотя и при государственной поддержке, но на коммерческой основе, давно практиковались разнообразные льготы населению, проживающему вблизи АЭС. Целью этих льгот было приобретение сторонников атомной энергетики среди жителей прилегающих территорий, на которую согласно расчетам, приходилось наибольшее загрязнение как в случае радиационной катастрофы, так и при штатной эксплуатации энергоблоков. В России такие льготы были законодательно закреплены только через шесть лет после Чернобыльской катастрофы. В соответствии с постановлением правительства РФ №763 от 15 октября 1992 года в качестве экономических стимулов для регионов, где намечено строительство новых АЭС, предполагается «…включать в сметы на строительство новых и расширение действующих атомных станций затраты на сооружение в определяемых проекте зонах вокруг этих станций объектов социальной сферы для населения, проживающего в данных зонах, в размере до 10% капитальных вложений, выделяемых на строительство объектов производственного назначения…». []. На тех немногих объектах атомной энергетики, которые строятся в последнее время, это постановление не выполняется. Скажем, при строительстве Волгодонской АЭС в результате сворачивания программ социального строительства только в 2001 году «Росэнергоатом» не выполнил обязательств в сфере социального строительства на сумму 233 млн. руб. [].

Поскольку объекты атомной промышленности несут значительный риск для окружающей среды и здоровья граждан, практически во всех государствах-членах ядерного клуба практикуется страхование ответственности оператора АЭС. Вся деятельность в этой сфере регулируется несколькими международными документами, основными среди которых являются Парижская Конвенция об ответственности в отношении третьих лиц в области ядерной энергии от 1960 года и Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб от 1963 г. (с дополнениями от 1997 г.). Начиная с 1997 года, страхование АЭС в России производится, но на льготных условиях: сумма максимального страхового покрытия составляет 100 млн. руб. на каждый энергоблок. В ближайшем будущем предполагается увеличить эту сумму в 9 раз — до 900 млн. рублей на три страховых случая в год (первый — с пределом ответственности страховщика 500 млн. рублей, второй — 300 млн., и третий — 100 млн. рублей) []. Это ложится дополнительным бременем на себестоимость атомного киловатта. Сведения о том, что эти расходы включены в тариф, найти не удалось. Значит, это должно ещё произойти [].

Проблема вывода из эксплуатации ядерных объектов, реабилитации загрязненных радиоактивностью территорий и экономическая сторона этих процессов до настоящего времени не стали предметом обсуждения специалистов. По всей видимости, это связано с отмеченным бывшими руководителями атомной отрасли отсутствием опытных экономистов в системе Минатома. Однако поиск объективных данных по экономике вывода из эксплуатации российских ядерных объектов и реабилитации загрязненных радиоактивностью территорий до настоящего времени крайне затруднителен. И поэтому в рамках данного исследования автор вынужден опираться на немногочисленные опубликованные данные и единственную достаточно подробную экспертную оценку затрат, необходимых для решения первоочередных проблем в этой сфере. В 2001 году специалистами Управления по снятию с эксплуатации ядерных объектов Минатома России была подготовлена справка, в которой перечислены объекты в 40 регионах РФ, срочно требующие денег на утилизацию, рекультивации загрязненных в процессе деятельности атомной промышленности территорий и объектов, захоронение радиоактивных отходов и т.д. Общая стоимость предполагаемых мероприятий составляет 5,81 млрд. долл. Рассмотрим этот список для Волгоградской области и соседних с ней регионов:

Предусмотрены ли льготы населению по оплате электроэнергии, проживающему в 30-км зоне АЭС

До 2002 года население, проживающее в 30-километровой зоне вокруг Ростовской АЭС (ранее – Волгодонской АЭС) оплачивало электрическую энергию по сниженному тарифу, который составлял 50% от тарифа на электрическую энергию, установленного для остальных граждан-потребителей Ростовской области.

Как часто Вы прибегаете к услугам юриста/нотариуса/адвоката?
Постоянно, штатный.
11.11%
Только по мере необходимости.
44%
Особо нет надобности, консультируюсь в интернете.
44.89%
Проголосовало: 225

Ростовская АЭС входит в состав ОАО «Концерн «Росэнергоатом» и производимая на ней электрическая энергия в полном объеме отпускается на федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности. Поставка электроэнергии напрямую на региональный рынок, к сожалению, не предусмотрена законодательством.

Правительство Ростовской области и Законодательное Собрание Ростовской области неоднократно выступали с инициативой по внесению изменений в постановление Правительства РФ от 24.08.2002 №630 в части предоставления вышеуказанных льгот, однако, соответствующие изменения до настоящего времени не внесены.

*** 26 ноября 2002 года. Депутаты Государственной Думы Володин, Клюкин, Гуков, Леонтьев выступили с парламентским запросом на имя главы правительства Михаила Касьянова о восстановлении льгот для жителей 30-километровой зоны АЭС. По словам депутатов, ждать инициативы от местных органов власти, в чью компетенцию входит решение проблемы, бессмысленно.

Исходя из этого, Правительство РФ фактически отменило свое постановление №763 «О мерах по социальной защите населения, проживающего на территориях, прилегающих к объектам атомной энергетики». Смысл был следующим – если вреда нет, то почему нужно вводить льготы? АЭС – такое же предприятие, как и все другие.

Как заявляет член фракции «Яблоко» Сергей Митрохин, чья партия поддержала идею восстановления льгот, эти расходы должны компенсироваться Минатомом: «Производители атомного электричества должны платить за риск людей, которые расплачиваются за их доходы своим здоровьем», — считает он.

Практически во всех регионах, где работают атомные станции, начались дискуссии о целесообразности их существования — зачем, мол, они нам нужны, если от их работы населению нет никакой пользы, одни опасения за собственную безопасность и здоровье, а электрический тариф такой же, как и везде.

военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;

Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ), — см. предыдущую редакцию).

Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.

В случае пересмотра в соответствии с частью третьей статьи 7 настоящего Закона границ зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо переезда граждан на постоянное место жительства в зоны отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом из указанных зон, либо смены места работы в пределах указанных зон меры социальной поддержки и выплаты, предусмотренные частями второй, третьей и четвертой настоящей статьи, предоставляются с учетом времени постоянного проживания (работы) в указанных зонах, исчисляемого в следующем порядке:

Гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Рекомендуем прочесть:  212 косгу в 2022

Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2 и 3 части первой статьи 25 настоящего Закона, предоставляются при условии постоянного проживания детей и подростков в возрасте до 18 лет в зонах отселения, проживания с правом на отселение, в том числе перед их переселением из этих зон (за исключением детей независимо от места их рождения, чьи родители (один из родителей) непосредственно перед рождением ребенка постоянно проживали (работали) в этих зонах и при условии, что ребенок после рождения постоянно проживает в этих зонах, а также детей первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1-3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона и родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей), непосредственно перед предоставлением указанных мер:

Закон РФ от N 1244-1 (ред

Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.

7) преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии, в учреждении, организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации;

Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.

3. Защитные мероприятия (контрмеры) проводятся при дополнительном превышении (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующем в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, превышающую 1 мЗв (0.1 бэр) в год.

2) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работающим в зоне без учета дополнительного отпуска, предоставляемого за работу с вредными условиями труда, с выплатой единовременной компенсации на оздоровление в размере, установленном пунктом 3 настоящей части, в зависимости от времени проживания (работы):

В тарифы включаются средства на строительство новых станций (эта составляющая тарифа начала заметно расти с середины 2000 года), а программы по увеличению безопасности АЭС и экологической реабилитации оплачиваются в основном из федерального бюджета и зарубежными донорами.

Как заявляет член фракции «Яблоко» Сергей Митрохин, чья партия поддержала идею восстановления льгот, эти расходы должны компенсироваться Минатомом: «Производители атомного электричества должны платить за риск людей, которые расплачиваются за их доходы своим здоровьем», — считает он.

В частности, согласно постановлению 1992 года, в городах 30-километровой зоны создавались внебюджетные фонды, куда АЭС отчисляли средства в размере до 2% от объема стоимости проданной электроэнергии. Кроме того, жители 30-километровых зон оплачивали только половину тарифа за пользование теплом и электричеством.

Между тем, и Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК), являющаяся «федеральным органом исполнительной власти», и региональные энергетические комиссии, и областные законодатели, по закону независимы от Минатома. И совсем не обязательно законодатели захотят тратить деньги, положенные на субсидирование жилищно-коммунального хозяйства, на льготы тем, кто живет у атомных станций.

Жители закрывали глаза и на нарушения безопасности, — ведь все-таки строились на деньги внебюджетных фондов и дома, и школы, и поликлиники. А платили за это строительство в атомградах вовсе не атомщики, но все остальные потребители: стоимость каждого киловатт-часа возрастала для них как раз на эти самые два процента.

Постановление Правительства РФ от 21 января 2022 г

В случае если сведения о реквизитах банковского счета, на использование которых гражданин дал согласие с использованием единого портала, отсутствуют в Единой информационной системе, выплата ежемесячной суммы осуществляется на счет гражданина в кредитной организации, который используется Пенсионным фондом Российской Федерации для зачисления указанному лицу сумм пенсий и иных социальных выплат.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня вынесения решения о предоставлении ежемесячной суммы уведомляет об этом гражданина (его законного представителя) через личный кабинет на едином портале, если заявление о сумме было направлено с использованием единого портала, либо иным способом, выбранным гражданином (его законным представителем) в заявлении о сумме.

В случае если сведения о реквизитах банковского счета, на использование которых получатель компенсации дал согласие с использованием единого портала, и сведения о счете получателя компенсации в кредитной организации, который используется Пенсионным фондом Российской Федерации для зачисления указанному лицу сумм пенсий и иных социальных выплат, отсутствуют в Единой информационной системе, выплата компенсации осуществляется на счет получателя компенсации в кредитной организации, указанный в заявлении о компенсации, или по желанию получателя компенсации через организации федеральной почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой компенсации, путем вручения сумм компенсаций на дому или в кассе организации, производящей доставку.

6. Выплата среднего заработка на период обучения либо среднего заработка на период трудоустройства осуществляется путем перечисления денежных средств на счет получателя в кредитной организации, сведения о котором размещены в Единой информационной системе, при наличии поданного им с использованием единого портала согласия на использование указанных им реквизитов банковского счета в целях получения мер социальной защиты (поддержки) и социальных выплат.

ФНС России (до 1 января 2023 г. — Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, с 1 января 2023 г. — единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении
Российской Федерации) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия;

Меры социальной поддержки граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы предоставляются на основании Федерального Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

  • использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней;
  • внеочередное обеспечение детей местами в детских дошкольных учреждениях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа с выплатой ежемесячной денежной компенсации в размере 159,77 рублей на питание ребенка в данном учреждении;
  • единовременное пособие в связи с переездом на новое место жительства на каждого переселяющегося члена семьи;
  • компенсация стоимости проезда, расходов по перевозке имущества железнодорожным, водным, автомобильным и авиационным (в случае, если нет другого) транспортом, кроме случаев, когда транспортное средство предоставляется бесплатно. При этом нетрудоспособным гражданам, многодетным семьям, матерям-одиночкам и одиноким женщинам дополнительно оплачивается стоимость услуг по погрузке и разгрузке имущества;
  • ежегодная компенсация на оздоровление;
  • ежемесячная денежная выплата детям и подросткам в возрасте до 18 лет, эвакуированным и переселенным из зоны отселения, включая тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, а также дети первого и последующих поколений родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей, назначаемая Пенсионным Фондом РФ.

Меры социальной поддержки граждан, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей предоставляются на основании Федерального Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Меры социальной поддержки граждан, принимавших в 1988-1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы предоставляются на основании Федерального Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

  • ежемесячная выплата возмещения вреда здоровью инвалидам ЧАЭС I группы — 18 886,59 руб.;
  • ежемесячная выплата возмещения вреда здоровью инвалидам ЧАЭС II группы — 9 443,30 руб.;
  • ежемесячная выплата возмещения вреда здоровью инвалидам ЧАЭС III группы — 3 777,30 руб.;
  • ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности (без установления инвалидности) — 944,35 руб.;
  • ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров инвалидам ЧАЭС — 903,28 руб.;
  • ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров участникам ликвидации последствий на ЧАЭС 1986-1987 гг. — 602,15 руб.;
  • ежегодная компенсация на оздоровление инвалидам ЧАЭС I — II группы — 1 505,46 руб.;
  • ежегодная компенсация на оздоровление инвалидам ЧАЭС III группы — 1 204,38 руб.;
  • ежегодная компенсация на оздоровление участникам ликвидации последствий на ЧАЭС 1986-1987 гг. — 903,28 руб.;
  • ежегодная компенсация на оздоровление участникам ликвидации последствий на ЧАЭС 1988 г — 602,15 руб.;
  • ежегодная компенсация на оздоровление участникам ликвидации последствий на ЧАЭС 1989-1990 г — 301,10;
  • ежегодная компенсация на оздоровление эвакуированным из зоны отчуждения — 301,10 руб.;
  • ежегодная компенсация на оздоровление, проживающим в зоне проживания с правом на отселение — 301,10 руб.;
  • ежегодная компенсация на оздоровление вынужденным переселенцам из зоны отчуждения — 301,10 руб.;
  • пособие на погребение — 11 456,14 руб.
  1. Ежемесячная выплата на оздоровление 260 руб.;
  2. Компенсация проезда;
  3. Каждый член семьи получает выплату при переезде один раз в размере 1120 руб.;
  4. Компенсация ущерба при утрате имущества такого как:
    • Сельскохозяйственных животных, зараженных радиацией;
    • Домашнего имущества, подвергнутого заражению;
    • Утраченного урожая, плодовых культур;
    • Утрата жилья.
  1. Паспорт или св-во о рождении для несовершеннолетних детей;
  2. Документ, закрепляющий статус чернобыльца. Это может быть справка о времени проживания в зоне, военный билет с отметкой о прохождении службы в период аварии и ликвидации последствий;
  3. Если заявлять будет родственник, требуется документальное подтверждение связи с родственником.
Рекомендуем прочесть:  Льготы ветеранам труда по чувашии

Кроме того, дополнительные региональные льготы (например, скидка на проезд в общественном транспорте) вводятся на усмотрение субъектов федерации в зависимости от наполненности местного бюджета и оформляются региональными законами. Некоторых из них будут рассмотрены ниже.

Гражданам, пострадавшим во время и от различных последствий аварии на ЧАЭС, присваивают статус «чернобылец» и дают разнообразные льготы (например, отдельные пенсии ветеранам-инвалидам). Также подобных льготников и их потомков обеспечивают новым жильем и предоставляют медицинское бесплатное обслуживание.

Так, в Москве чернобыльцам обеспечивают бесплатный проезд в общественном транспорте. В Санкт-Петербурге льготникам помогают в улучшении текущих жилищных условий. Это делают по программе «Жилище», которая утверждена постановлением Правительства РФ № 1050 от 17 декабря 2010 г.

Страхование ядерных рисков — нормальная практика во многих «ядерных» странах, но у нашего законодательства, вероятно, другие приоритеты. Такое положение вещей противоречит федеральному закону «Об использовании ядерной энергии» и другим нормам права. Надо обязать Росатом создать специальный страховой фонд, средства которого и будут тратиться для возмещения ущерба в случае радиационных инцидентов или аварий.

Этим проектом закона предусматриваются выплата компенсаций за причиненный ядерный ущерб, механизмы финансового обеспечения гражданской ответственности за счет специального целевого страхования, государственных гарантий Российской Федерации, собственных финансовых средств эксплуатирующей организации, а также порядок выплат, размеры компенсаций и сроки приема претензий граждан и юридических лиц.

«1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

Тогда сейчас рассмотрим пункт 8. Пожалуйста, Иванов Валентин Борисович. Не слышно. Что «как же»? Пункт 8, по порядку. Не знаю, как сейчас доложит Валентин Борисович. Если быстро, значит, всё успеем. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается заключение Комитета по энергетике, транспорту и связи на проект федерального закона «Об установлении льготных тарифов на тепловую и электрическую энергию для граждан, проживающих в километровой зоне вокруг действующих атомных станций».

Законодательно еще во времена строительства атомных электростанций в СССР было определено, что к зоне риска (или зоне наблюдения), принадлежат населенные пункты, расположенные в радиусе 30 километров от АЭС. Исходя из такого определения, в зону наблюдения Запорожской атомной электростанции попадают 59 населенных пунктов: 27 из них находятся на территории Запорожской, 30 – на территории Днепропетровской и 2 – на территории Херсонской областей. Тридцатикилометровая зона наблюдения Запорожской АЭС охватывает город Энергодар и Каменско-Днепровский, Велико-Белозерский, Васильевский, Запорожский районы Запорожской области; города Никополь и Марганец, Никопольский и Томаковский районы Днепропетровской области; села Бережанка и Михайловка Велико-Рогачикского района Херсонской области. В общем, зона наблюдения ЗАЭС охватывает более 340 тысяч человек.

Назначение пенсии гражданам, проживающим в чернобыльской зоне

  • Снижение пенсионного возраста на пять лет – предоставляется отработавшим в 1986 году непрерывно две недели и более в пунктах санитарной обработки или на строительных площадках. Сюда входят и люди, работавшие в 1988 году на месте аварии менее 30 дней.
  • Получение пенсии на 5 лет раньше с возможностью дальнейшего снижения пенсионного возраста, исходя из трудового стажа (при расчете за один год: 12,5 года – мужчинам, 10 лет – женщинам) – имеют право работавшие не более пяти дней в промежутке с 1 июля по 31 декабря 1986 года.
  • Уменьшение пенсионного возраста на 8 лет, с возможностью его дальнейшего снижения, исходя из отработанного стажа (по списку 2, из расчета за год: 12,5 года – мужчинам, 10 лет – женщинам) – для работавших в 1987 году от двух недель и более.
  • Уменьшение срока выхода на пенсию на 10 лет с возможностью его дальнейшего снижения с учетом трудового стажа (по списку 1, из расчета за 3 года: 10 лет – мужчинам, 7,5 года – женщинам) – работавшим на месте катастрофы с 1 июля по 31 декабря 1986 года и в промежутке с момента аварии до 1 июля 1986 года (независимо от продолжительности).

Лица, постоянно проживающие (трудоустроенные) на территориях, обозначенных Правительством, имеют право на использование льготы в форме снижения возраста для назначения пенсии. Минимальный возраст с учетом льгот возможен для мужчин в 50 лет, женщин – в 45 лет. статью: → “Как оформить выход работника на пенсию в 2022?».

При определении статуса лица учитываются постановления Правительства об утверждении перечня поселений в границах зон загрязнения, иные законодательные акты, действующие в период подтвержденного нахождения лица в местности техногенной катастрофы. Для местностей № 3 и 4 ряд законодательных актов действуют только при фактическом нахождении гражданина на территории поселения и утрачивают силу при его выезде в населенные пункты, не имеющие дополнительных социальных льгот.

Вопрос №3. Как снижается пенсионный возраст лица, прописанного в зоне проживания с правом на отселение при фактическом нахождении в другом месте. Доказательством места нахождения является временная прописка и факт отчисления социальных взносов в бюджет другой территории.

Территориально зона включает в себя обширные территории отдельных районов регионов Центральной России, Черноземья и Среднего Поволжья. Показатели загрязненности там, как правило, редко превышают ПДК, однако требуются постоянные измерения радиационного фона. Максимальное количество лет, на которое снижается пенсионный возраст в этой зоне, составляет 3 года.

Рекомендуем прочесть:  В каком возрасте ветераны труда федерального значения могут получить льготы в перми

Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности) (пункт 4 части первой статьи 15 Закона)

Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 15 части первой статьи 14 Закона):

Ежемесячная компенсация на питание обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего или среднего общего образования, если они не посещают организацию, осуществляющую образовательную деятельность, по медицинским показаниям (пункт 3 части первой статьи 25 Закона)

Это дало возможность поднять вопрос об ухудшении материального положения жителей зоны наблюдения и необходимости восстановить выплату им по 52 рубля ежемесячно. Сегодня дума приняла разработанный закон в целом, при этом со стороны администрации Смоленской области не прозвучало никаких возражений.

Пока они располагают полным правом на льготы, о которых говорится в законе РФ от 15.05.1991 № 1244-1.
Зона добровольного отселения. Данная территория загрязнена, но не настолько, чтобы с нее принудительно выселяли жителей. Добровольно выехавшим с этой территории людям полагаются льготы.

Губернатор Пензенской области Василий Бочкарев назначил члена КПРФ Алексея Костина министром инвестиционного развития и предпринимательства региона. Господин Костин получил высокую должность после участия в интернет-конкурсе. Чиновники считают такое решение объективным

Финансирование расходов, связанных с предоставлением данной меры социальной поддержки, осуществлялось за счет средств бюджета Саратовской области в соответствии с Законом Саратовской области от 26 ноября 2009 года №176-ЗСО «О социальной поддержке граждан, проживающих на территориях входящих в зону наблюдения Балаковской атомной электростанции на 2010 год».

К новым критериям относятся: постоянное проживание граждан на загрязненных территориях 1 год (зона отселения), 3 года (зона с правом на отселение), 4 года (зона с льготным социально-экономическим статусом) непосредственно перед предоставлением льгот.

Кому положена «чернобыльская пенсия»

Пенсия по старости на льготных основаниях в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» устанавливается гражданам Российской Федерации, которые находятся в зоне радиоактивного загрязнения либо в связи с постоянным проживанием в ней, либо в связи с работой в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 года) по настоящее время.

Гражданам, постоянно проживающим (работающим) в «чернобыльской зоне», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию, установленного ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2022 года, – для мужчин по достижении 60 лет и для женщин 55 лет. Если они проживали в зоне радиоактивного загрязнения с 26 апреля по 30 июня 1986 года, этот возраст уменьшается на 1 год. Далее за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны – дополнительно еще на 1 год, но не более чем на 3 года в общей сложности.

— В случае, если после 2012 года мужчина не осуществлял трудовую деятельность, не обучался, не проходил военную службу вне зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, период его проживания и работы в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом составляет более 12 лет (с 2005г. по 2022г.), право на пенсию по старости в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 возникнет у Мужчины в 57 лет, при соблюдении всех требуемых условий.

Если период постоянного проживания в зоне радиоактивного загрязнения совпадает по времени с документально подтвержденными периодами обучения, работы, военной службы и иными периодами за пределами этой зоны, указанные периоды исключаются из периода постоянного проживания в зоне радиоактивного загрязнения.

— При условии проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом более 12 лет, начиная с момента регистрации по месту жительства (работы) в 2011 году, при соблюдении всех требуемых условий для назначения пенсии по старости, женщине будет установлена пенсия по старости в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 в 52 года.

Поскольку объекты атомной промышленности несут значительный риск для окружающей среды и здоровья граждан, практически во всех государствах-членах ядерного клуба практикуется страхование ответственности оператора АЭС. Вся деятельность в этой сфере регулируется несколькими международными документами, основными среди которых являются Парижская Конвенция об ответственности в отношении третьих лиц в области ядерной энергии от 1960 года и Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб от 1963 г. (с дополнениями от 1997 г.). Начиная с 1997 года, страхование АЭС в России производится, но на льготных условиях: сумма максимального страхового покрытия составляет 100 млн. руб. на каждый энергоблок. В ближайшем будущем предполагается увеличить эту сумму в 9 раз — до 900 млн. рублей на три страховых случая в год (первый — с пределом ответственности страховщика 500 млн. рублей, второй — 300 млн., и третий — 100 млн. рублей) []. Это ложится дополнительным бременем на себестоимость атомного киловатта. Сведения о том, что эти расходы включены в тариф, найти не удалось. Значит, это должно ещё произойти [].

В странах, где атомная энергетика развивалась хотя и при государственной поддержке, но на коммерческой основе, давно практиковались разнообразные льготы населению, проживающему вблизи АЭС. Целью этих льгот было приобретение сторонников атомной энергетики среди жителей прилегающих территорий, на которую согласно расчетам, приходилось наибольшее загрязнение как в случае радиационной катастрофы, так и при штатной эксплуатации энергоблоков. В России такие льготы были законодательно закреплены только через шесть лет после Чернобыльской катастрофы. В соответствии с постановлением правительства РФ №763 от 15 октября 1992 года в качестве экономических стимулов для регионов, где намечено строительство новых АЭС, предполагается «…включать в сметы на строительство новых и расширение действующих атомных станций затраты на сооружение в определяемых проекте зонах вокруг этих станций объектов социальной сферы для населения, проживающего в данных зонах, в размере до 10% капитальных вложений, выделяемых на строительство объектов производственного назначения…». []. На тех немногих объектах атомной энергетики, которые строятся в последнее время, это постановление не выполняется. Скажем, при строительстве Волгодонской АЭС в результате сворачивания программ социального строительства только в 2001 году «Росэнергоатом» не выполнил обязательств в сфере социального строительства на сумму 233 млн. руб. [].

Проблема вывода из эксплуатации ядерных объектов, реабилитации загрязненных радиоактивностью территорий и экономическая сторона этих процессов до настоящего времени не стали предметом обсуждения специалистов. По всей видимости, это связано с отмеченным бывшими руководителями атомной отрасли отсутствием опытных экономистов в системе Минатома. Однако поиск объективных данных по экономике вывода из эксплуатации российских ядерных объектов и реабилитации загрязненных радиоактивностью территорий до настоящего времени крайне затруднителен. И поэтому в рамках данного исследования автор вынужден опираться на немногочисленные опубликованные данные и единственную достаточно подробную экспертную оценку затрат, необходимых для решения первоочередных проблем в этой сфере. В 2001 году специалистами Управления по снятию с эксплуатации ядерных объектов Минатома России была подготовлена справка, в которой перечислены объекты в 40 регионах РФ, срочно требующие денег на утилизацию, рекультивации загрязненных в процессе деятельности атомной промышленности территорий и объектов, захоронение радиоактивных отходов и т.д. Общая стоимость предполагаемых мероприятий составляет 5,81 млрд. долл. Рассмотрим этот список для Волгоградской области и соседних с ней регионов:

Оцените статью
Ваш вектор правового обеспечения