Пример. В течение месяца транспортная организация оказывала автономному учреждению услуги, не связанные с доставкой нефинансовых активов. Стоимость услуг — 5900 руб. (в том числе НДС — 900 руб.). Учреждение погасило свою задолженность. Оказанные услуги были связаны с оказанием услуг по выполнению государственного (муниципального) задания.
В соответствии с п. 3.1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон N 174-ФЗ) учредители автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации (муниципальной собственности), вправе заключать соглашения об открытии автономным учреждениям, находящимся в их ведении, лицевых счетов в территориальных органах Федерального казначейства. Открытие и ведение лицевых счетов автономным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства осуществляются в порядке, установленном Федеральным казначейством.
Требования, предъявляемые к ведению отдельных лицевых счетов автономных учреждений, предусмотрены п. п. 3.6, 3.7 ст. 2 Закона N 174-ФЗ и касаются с 1 января 2012 г. операций, осуществляемых со средствами, поступающими автономным учреждениям в рамках обязательного медицинского страхования (п. 3.8 ст. 2).
Пунктом 2.1.3 Приказа Федерального казначейства от 07.10.2008 N 7н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами» для учета операций, осуществляемых автономными учреждениями, органами Федерального казначейства, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, открываются и ведутся следующие виды лицевых счетов:
Применение счета 021003000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам» связано с Правилами, определенными Приказом Минфина России от 31.12.2010 N 199н «Об утверждении Правил обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства», на основании которого для получения наличных денег автономное учреждение представляет в орган Федерального казначейства по месту обслуживания заявку на получение наличных денег (ф. 0531802).
Пожертвование бюджетному учреждению
Впоследствии Картошкину был предоставлен отчет об использовании пожертвования, согласно которому была произведена закупка лекарств для онкобольных на сумму 98 тысяч рублей. С письменного согласия Василия Александровича, оставшаяся сумма была потрачена администрацией больницы на обустройство лечебного учреждения.
Для того, что избежать проблем с налоговыми органами договор пожертвования нужно составлять в письменном виде. Если в тексте договора отсутствует условие благотворителя о пользовании предмета в конкретных целях, то такое пожертвование используется по назначению.
Бюджетная организация — это государственное учреждение, созданное для социально важных целей, не связанных с получением материальной выгоды. Пожертвование является одним из видов дарения, обладая при этом основным признаком дарственной — безвозмездность. Жертвователями, как правило, для бюджетных учреждений являются физические или юридические лица.
- предмет пожертвования (движимое или недвижимое имущество, не изъятое из гражданского оборота. В тексте соглашения необходимо его описать, указать все характеризующие данные, иначе сделка будет ничтожной);
- цель использования и назначения пожертвованного имущества;
- способ передачи (лично или через третьих лиц);
- сроки предоставления отчета об использовании (периодичность);
- права, обязанности, ответственность благотворителя и одаряемого;
- порядок урегулирования конфликтов и спорных ситуаций.
Учет всех пожертвований в государственных организациях всех уровней обязателен. Для того, что бы поставить на учет в бюджетном учреждении пожертвованное имущество необходимо определить его стоимость. Пожертвования оцениваются по первоначальной оценочной стоимости, на момент принятия его по договору. Увеличить стоимость имущества возможно за счет его доставки, регистрации или ремонта.
Пожертвования автономным учреждениям
Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться к специальному Закону о благотворительной деятельности[1]. В нем сказано, что благотворительная помощь может осуществляться в различных формах – начиная с передачи имущества, продолжая наделением различными имущественными правами и заканчивая выполнением работ, оказанием услуг. Причем все сказанное передается бескорыстно, то есть либо безвозмездно, либо на льготных условиях, в то время как пожертвование подразумевает использование механизма дарения, когда имеет место безвозмездная передача.
Согласно п. 23 Инструкции № 157н[5] первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов (в том числе движимого имущества), полученных учреждением по договору дарения, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования. Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету.
Налог на прибыль. Целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности не включаются в базу по данному налогу (п. 2 ст. 251 НК РФ). К этим необлагаемым поступлениям не относятся вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ.
И все же пожертвование и дарение в определенной степени схожи: в первую очередь потому, что первое является частным случаем второго, более широкого понятия. И исходя из приведенных норм гражданского законодательства пожертвование можно рассматривать как дарение вещи или права в общеполезных целях (Постановление ФАС МО от 05.08.2022 № Ф05-8166/2022). Эти цели как раз и наделяют пожертвование целевым характером, что, в свою очередь, отличает большинство источников финансирования некоммерческой организации. Обычное дарение имеет характер не источника финансирования, а разовой операции, дающей выгоды получателю подарка.
В рассматриваемом деле подтверждающих это аргументов не представлено. Деятельность, которая осуществлялась фондом, могла выполняться в интересах зарубежной державы, а не в интересах Российской Федерации или для общеполезных целей, что не отвечает целям и условиям пожертвований согласно национальному праву. Поэтому перечисленные агентством международного развития иностранной державы деньги в адрес некоммерческой организации не могут квалифицироваться для освобождения от «прибыльного» налогообложения в РФ как пожертвование.
Фонд — это не объединение граждан и юридических лиц, а объединение их имущества для достижения общественно полезных целей. Это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Учредителями общественного фонда вправе стать либо физические лица, либо физические лица и общественные объединения. Состав учредителей фонда после регистрации его устава изменять нельзя.
Закон “О некоммерческих организациях“ устанавливает общие правила, единые для таких организаций. В законах об отдельных видах некоммерческих организаций могут быть предусмотрены нормы, регулирующие их создание. Так, согласно ст. 18 Закона “Об общественных объединениях“*(6) решения о создании общественного объединения, утверждение его устава и формирование руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. После принятия указанных решений общественное объединение считается созданным, осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные указанным федеральным законом. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.
По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Некоммерческое партнерство (НП) — это основная форма попечительских советов, основанная на членстве и учрежденная как физическими, так и юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных п. 2 ст. 2 Закона “О некоммерческих организациях“. Права, обязанности и ответственность ПС, созданного в форме НП, фиксируются в его уставе и учредительных документах. Имущество, переданное НП его членами, является собственностью партнерства. Члены НП не отвечают по его обязательствам, а НП не отвечает по обязательствам своих членов. При выходе из партнерства его члены вправе получить часть имущества за исключением членских взносов. Некоммерческое партнерство может осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.
В то же время если жертвователь дарит имущество юридическому лицу, то он имеет право выдвинуть условия по использованию переданного им имущества по определенному назначению (п. 3 ст. 582 ГК РФ). Нарушение этой обязанности может повлечь отмену пожертвования. Чтобы использовать это имущество по иному назначению, необходимо получить согласие жертвователя.
Так, пунктом 8 статьи 250 НК РФ установлено, что к внереализационным доходам относятся доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 НК РФ.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в статье 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим.
Согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
К указанным целевым поступлениям согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ отнесены пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 05.05.2022) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.
Одним из условий для признания в целях гл. 25 НК РФ поступивших средств и (или) иного имущества целевыми поступлениями является то, что указанные поступления производились на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной некоммерческой деятельности безвозмездно.
Использование пожертвований в коммерческой деятельности не согласуется с положениями ст. 582 ГК РФ (Письмо Минфина России от 13.11.2022 N 03-03-06/4/65618).
В силу нормы п. 14 ч. 2 ст. 250 НК РФ пожертвования, полученные на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности и использованные не по целевому назначению (в частности, в платной деятельности), включаются в состав внереализационных доходов и облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке.
В соответствии со ст.10 ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «О некоммерческих организациях» Автономная некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов».
В соответствии со ст 15 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» источниками формирования имущества благотворительной организации могут являться: благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме.
Денежные пожертвования
С 01.01.2022 вступил в действие Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, утв. приказом Минфина России от 08.06.2022 № 132н. Согласно пункту 12.1.5 Порядка № 132н безвозмездные денежные поступления, пожертвования от физических и юридических лиц относятся на статью 150 «Безвозмездные денежные поступления» аналитической группы подвида доходов (АГПД) бюджетов классификации доходов БК РФ (ранее применялась статья 180 АГПД).
Наряду с этим, ст. 35 БК РФ предусмотрено, что расходы бюджета, согласно закону (решению) о бюджете, могут быть увязаны с определенными доходами бюджета в части, касающейся пожертвований. На основании п. 3 ст. 217 БК РФ в случае получения безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения без внесения поправок в закон (решение) о бюджете.
Добровольные пожертвования являются одним из источников формирования имущества образовательных организаций (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Для их принятия не требуется чьего-либо разрешения или согласия (п. 2 ст. 582 ГК РФ).
- факты, доказанные судом (статья 159 УК РФ «Мошенничество», статья 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство» и другие);
- банк может приостановить движения по счёту согласно Федеральному закону 115-ФЗ от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
- на основании полученного от Росфинмониторинга постановления может воспоследовать арест счёта на срок до 30 суток.
Спонсорство — это не подарок, не благотворительность и не пожертвование. Спонсор перечисляет вам деньги, а взамен вы размещаете у себя его рекламу: даете ссылку в статье, упоминаете название в видео, держите в руках телефон с логотипом или надеваете фирменные кроссовки.
Договор пожертвования денежных средств между автономными учреждениями
3.3. Использование денежных средств не в соответствии с установленным назначением или изменение этого назначения с нарушением правил, предусмотренных пунктом 3.2 настоящего договора, дает право Жертвователю или его правопреемнику требовать отмены пожертвования.
Одаряемый Юридический адрес:________________________________________ Почтовый адрес:________________________________________ ИНН/КПП:______________________________ Телефон/факс:____________________ Расчетный счёт:______________________________ Наименование банка:______________________________ Корреспондентский счёт:______________________________ БИК:____________________
6.4. Договор составлен на русском языке в двух аутентичных экземплярах, по одному для каждой из Сторон. В случае присоединения Жертвователя к Договору, подписанный Договор должен быть направлен или предан Одаряемому любым удобным для Жертвователя способом.
Бюджетные учреждения являются юридическими лицами, на основании чего, кем бы ни являлся жертвователь, необходимость в письменной форме является обязательным. Параллельно с этим, религиозные компании тоже являются юридическими лицами, однако это не мешает им использовать урны для пожертвований.
- обязательное использование в полезных общественных целях;
- наличие факта безвозмездности;
- наличие порядка предоставления отчетности относительно использования пожертвования;
- период действия договора;
- конкретное описание предмета соглашения (где он расположен, его подробные характеристики и так далее).
Во втором случае условия о способе использования пожертвования в договоре отсутствуют. Неудовлетворенный жертвователь может ссылаться на общие нормы ГК РФ об обязательствах сторон гражданских правоотношений действовать разумно и добросовестно (ст. 1) и правила о пожертвовании (ст. 582 ГК РФ). Для обоснования отмены договора могут быть использованы отраслевые или ведомственные нормы, а также локальные предписания бюджетной организации: учредительная документация, положение о порядке использования пожертвования (если утверждено).
Пожертвование бюджетной организации урегулировано менее жестко, чем благотворительной организации. Например, если иное не установлено благотворительной программой, имущественные пожертвования в натурформе и минимум 80% пожертвованных денег подлежат использованию в течение года со дня получения (ст. 16 и ст. 19 ФЗ №135).
Согласно ст. 6 и 161 БК РФ (Бюджетного кодекса Российской Федерации) бюджетным учреждением является муниципальное либо госучреждение, материальное обеспечение деятельности которого (в т. ч. по оказанию административных услуг) осуществляется за счет денег бюджета соответствующего уровня согласно бюджетной смете.
- передача безвозвратна и безвозмездна;
- грантодатель — физлицо либо некоммерческая структура;
- цель использования имущества/средств — реализация наперед определенных программ в гуманитарной сфере либо проведение конкретных исследований;
- подробнейший отчет грантодателю об использовании гранта;
- непременный раздельный учет доходов/расходов в рамках гранта;
- установление детального порядка и сроков использования гранта.
Важнейший из признаков дарения и пожертвования — безвозмездность (ст. 572 ГК РФ). Не является пожертвованием передача бюджетному учреждению вещи/права, обусловленная любым встречным обязательством. При правильном бухучете пожертвования не облагаются налогом.
Денежные пожертвования: изменения в учете в 2022 году
В этом году вступили в действие новые нормативные документы по учету в государственных (муниципальных) учреждениях. Порядок учета доходов в виде безвозмездных поступлений и пожертвований существенно изменился. Об изменениях и о том, как отражать в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» денежные пожертвования, рассказывают эксперты 1С.
Стандартом «Доходы» безвозмездные поступления в сектор государственного управления отнесены к группе «Прочие доходы от необменных операций». К необменным операциям относятся операции по передаче (получению) активов безвозмездно (без взимания платы) или по незначимым ценам по отношению к рыночной цене обменной операции с подобными активами.
Согласно пункту 9.5.4 Порядка № 209н, с 01.01.2022 безвозмездные поступления текущего характера — гранты, пожертвования, в том числе денежные пожертвования, и др. безвозмездные поступления от унитарных предприятий — относятся на подстатью 154 «Поступления текущего характера от организаций государственного сектора» КОСГУ.
- в части, относящейся к текущему периоду, — по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 10 100 «Доходы будущих периодов» (040110150, 040110160);
- в части, относящейся к будущим периодам, — по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 40 100 «Доходы будущих периодов» (040140150, 040140160);
Согласно пунктам 72 Инструкции № 174н и Инструкции № 183н поступление иных доходов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отражается по дебету счета 2 201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 2 205 00 000 «Расчеты по доходам».
Спонсорская помощь бюджетному учреждению
- налоговая декларация 3-НДФЛ;
- справка 2-НДФЛ;
- платежные документы, подтверждающие, что деньги были пожертвованы на благотворительные цели (квитанции, платежные поручения, банковские выписки);
- акт о приемке-передаче имущества;
- договор о пожертвовании.
Возможна другая ситуация, когда спонсор выделяет денежные средства на обновление материальной базы, приобретение спортивной формы, осуществление иных расходов, связанных с основной деятельностью учреждения физической культуры и спорта. За это спортивная школа обязуется выполнить определенные действия, направленные на распространение информации о спонсоре. Изобразим схематично отношения между учреждением физической культуры и спорта и спонсором.
Налог на добавленную стоимость. Объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг). С одной стороны, средства, поступившие от спонсора, не связаны с реализацией товаров, с другой стороны, они могут быть расценены как предоплата за рекламные услуги. Поэтому с них нужно исчислить НДС, при этом пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ учреждение не спасет, так как он освобождает от налогообложения средства, переданные бескорыстно в рамках благотворительной деятельности. Спонсорская помощь как плата за рекламу под действие пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ не подпадает, поэтому облагается НДС. Если спортивная школа докажет обратное, она может не облагать налогом такие взносы, которые с правовой точки зрения все же трудно назвать спонсорской помощью .
В ситуациях, когда имущественные блага передаются физическим лицом или юридическим на небольшую сумму в составлении такого документа нет необходимости. А вот если организация хочет подарить денежные средства свыше 3000 рублей, договор пожертвования просто необходим. Причём это должен быть именно письменный документ со всеми необходимыми реквизитами, подписями и печатями. Лучше будет в дополнение к нему разработать акт приема-передачи пожертвований. Его подписание будет служить подтверждением получения дара, а о распоряжении средствами или полученным имуществом одариваемая сторона отчитывается также в письменной форме. Если дарение производится в виде недвижимости или другого имущества, то процедура должна включать переоформление прав собственности. Необходимые пункты договора Составление документа начинается с даты и места составления договора.
Прописывается она полностью с копейками цифрами и прописью. Также согласовывается начало действия договора. Как правило, это момент передачи средств или их перечисления на счёт. И конечно же, стороны договариваются о том, как будет контролироваться расходование поступивших финансов.
Положениями Бюджетного кодекса предусмотрено получение безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение. Так, в пункте 3 статьи 217 указано, что в случае получения безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете. Минфин России в письме от 17 мая 2011 г. № 02-03-09/2022 подтвердил эти указания, разъяснив, что при поступлении в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ целевых средств сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, на сумму указанных поступлений могут быть увеличены бюджетные ассигнования соответствующему главному распорядителю бюджетных средств для последующего доведения в установленном порядке до конкретного казенного учреждения лимитов бюджетных обязательств для осуществления целевых расходов в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, в случае если законом (решением) о бюджете предусмотрена увязка указанных расходов и доходов.
Согласно статье 1 Закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Закон № 135-ФЗ) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Если пожертвование произошло в имущественной форме, то следует определить его денежную стоимость, так как объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости (п. 23 Инструкции № 157н), которой признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением в состояние, пригодное для использования (п. 25 Инструкции № 157н).
- данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
- сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
- экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.
Положениями статьи 7 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174н «Об автономных учреждениях» определено, что полный перечень видов деятельности, которые автономное учреждение осуществляет в обязательном порядке, должен быть закреплен в уставе учреждения. Следовательно, в уставе автономного учреждения должна быть указана возможность получения имущества по договору пожертвования.
Денежные средства, полученные по договору дарения, для целей налогообложения прибыли признаются внереализационным доходом (п. 8 ч. 2 ст. 250 НК РФ) на дату поступления денежных средств на лицевой счет (в кассу) учреждения (пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ). Однако согласно пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ сумма денежных средств, полученных учреждением по договору пожертвования и используемых в указанных жертвователем целях, освобождается от обложения налогом на прибыль.
Расчеты по доходам от безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, начисленным администратором этих доходов, отражаются на счете 0 205 89 000 «Расчеты по иным доходам» (п. п. 77, 78 Инструкции N 162н).
Доходы в виде пожертвований, полученные без условий при передаче активов, признаются в бухгалтерском учете доходами текущего отчетного периода по факту получения от передающей стороны. При наличии условий пожертвования учитываются в составе доходов будущих периодов в момент возникновения права на их получение (п. п. 39, 40 Федерального стандарта N 32н).
Доходы в виде пожертвований, полученные без условий при передаче активов, признаются в бюджетном учете доходами текущего отчетного периода по факту получения от передающей стороны. Если такие доходы получены с условиями при передаче актива, они учитываются в составе доходов будущих периодов в момент возникновения права на их получение. По мере реализации условий при передаче активов эти доходы признаются в учете в составе доходов текущего отчетного периода (п. п. 39, 40 СГС «Доходы»).
Счет выбирайте в зависимости от того, на какие цели и кто выделил пожертвование. Например, пожертвования текущего характера от российской коммерческой организации – счет 205.55, от нерезидентов – 205.58. Если поступление носит капитальный характер – счета 205.65 и 205.68. Для учета пожертвований применяйте КФО 2.
Бюджетное Учреждение Заключило Договор Пожертвования И Должно Перечислить Денежные Средства В Два Этапа Необходимо Ли Согласовывать Данную Сделку С Учредителем Учреждения Если Она Превышает Минимальный Размер Крупной Сделки? В Какой Строке Плана Финансово-Хозяйственной Деятельности (Код Косгу) Необходимо Указать Размер Данного Пожертвования
Обязательственные условия относятся к отдельно взятому человеку или группе сотрудников (например, женщинам с детьми могут предоставить больший отпуск, чем предписывает кодекс). Эти моменты зачастую предусматриваются соглашением на какой-то временной промежуток, а потом прекращаются.
- социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
- подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
- оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
- содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
- содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
- содействие защите детства, материнства и отцовства;
- содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
- содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
- содействие деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта);
- охрана окружающей среды и защита животных;
- охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
- подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
- социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- оказание бесплатной юридической помощи и правовое просвещение населения;
- содействие добровольческой деятельности;
- участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
- содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
- поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
- содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
- содействие профилактике социально опасных форм поведения граждан”.
Учреждение, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию соответствующего имущества. Порядок ведения такого учета целесообразно закрепить в учетной политике, формируемой как в целях бухгалтерского, так и налогового учета.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО От 25 марта 2022 г. N 02-07-10/17076 Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо по вопросу определения минимальной цены крупной сделки бюджетного учреждения по показателям Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) и сообщает. В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г.
Оба указанных закона устанавливают порог крупной сделки (или нескольких взаимосвязанных сделок) в размере 10 % балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного или автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Способов поступления имущества в государственные (муниципальные) учреждения существует несколько: приобретение в рамках госзадания, за счет целевых субсидий, за счет собственных доходов учреждения, поступление в рамках централизованного снабжения от учредителя или в качестве спонсорской помощи. В каждом из этих случаев есть свои особенности учета. В этой статье мы рассмотрим особенности документального оформления и отражения в бухгалтерском учете имущества, поступившего безвозмездно.
Пожертвованием согласно п. 1 ст. 582 ГК РФ признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ.
Согласно пункту 85 Инструкции № 157н учреждение, осуществляющее учет основного средства, начисляет амортизацию по нему линейным способом. В соответствии с пунктом 86 Инструкции № 157н начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учета. В течение финансового года амортизация на объект основных средств начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы (абзац шестой пункта 85 Инструкции № 157н).
Необходимо учитывать, что стоимость выявленных излишков объектов основных средств в соответствии с пунктом 20 статьи 250 НК РФ включается в состав подлежащих обложению налогом на прибыль внереализационных доходов независимо от источника финансового обеспечения. Порядок определения текущей оценочной стоимости для целей учета в государственных (муниципальных) учреждениях определен в пункте 25 Инструкции № 157н, где указано на возможное использование:
При поступлении в учреждение объекта основных средств, ранее бывшего в эксплуатации, определять дату окончания срока полезного использования нужно в указанном порядке, но с учетом срока фактической эксплуатации данного объекта. То есть максимальный срок, предусмотренный для соответствующей амортизационной группы, следует уменьшить на количество лет (месяцев), в течение которых этот объект уже эксплуатировался предыдущими владельцами (п. 44 Инструкции № 157н).
Порядок и учет пожертвований некоммерческой организации
СПРАВОЧНО! Сделки, связанные с пожертвованиями в пользу НКО, могут подвергаться двойному контролю: с одной стороны, проверку операции по получению подарка и его последующему использованию осуществят налоговые органы, с другой стороны, даритель может затребовать отчет о фактическом применении предмета договора.
- Д76 – К86 – произведено начисление целевых поступлений по заключенному договору пожертвования;
- Д50 – К76 – пожертвования в форме денежных средств были получены наличными и проведены по кассе НКО;
- Д51 – К76 – на расчетный счет некоммерческой организации поступили денежные пожертвования;
- Д86 – К10 – материалы были использованы по прямому предназначению в соответствии с обозначенным Уставом организации направлению деятельности.
Пожертвования могут приниматься организациями, перечень которых утвержден в ГК РФ в ст. 582. В их числе значатся медицинские организации, учреждения образовательного профиля, предприятия, специализирующиеся на социальном обслуживании, благотворительности, развитии науки, культуры, религиозные структуры и прочие виды НКО (некоммерческие организации). НКО отличаются от других субъектов хозяйствования тем, что для них получение прибыли не является целью и причиной для создания предприятия, их предназначение заключается в реализации общественно полезных задач.
Если предметом дарения становятся денежные ресурсы, в договоре между сторонами надо указать цели, на которые передаваемые средства могут быть потрачены, сумму сделки. Отчетную информацию НКО может публиковать на своем официальном интернет-ресурсе или направлять отдельно каждому жертвователю.
Если в одной из перечисленных ситуаций не будет составлено письменное соглашение, то договор будет признан контролирующими органами недействительным. В договоре в обязательном порядке прописываются все существенные условия, дополнительно можно вносить конкретизирующие сделку условия, любые элементы, которые не противоречат действующим законодательным нормам.
В Письме от 21.03.2022 № 02-05-10/18947В Минфин России разъяснил, что добровольные пожертвования от физических или юридических лиц в соответствии с пунктом 9.5.5 Порядка № 209н отражаются по подстатье 155 «Поступления текущего характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)».
Ответ. Безвозмездные денежные поступления от физических и юридических лиц (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора) могут быть текущего и капитального характера — это подстатьи КОСГУ 155 и 165.
Вопрос: музыкальная школа получает на счет учреждения целевые взносы — добровольные пожертвования, которые платят родители каждый месяц. С каждым родителем заключен договор пожертвования, в нем указаны цели, на которые эти деньги пойдут. Поступившие средства относим на счет Дебет 2.205.55 155 Кредит 2.401.40.155. А когда относить эти суммы на счет 401.10? Какой документ должен быть? Отчет? Есть какая-то форма?
Вопрос: бюджетное учреждение в следующем году получит денежное пожертвование от физического лица, гражданина другой страны на проведение литературной премии. Что значит вести раздельный учет средств? Как расходовать эти средства? Должны ли быть какие-то отчеты по расходованию этих средств перед учредителем или налоговой?
Обратите внимание: если образовательное учреждение установит фиксированные суммы для пожертвований — это будет нарушение Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (Письмо Минобрнауки РФ от 09.09.2022 № ВК-2227/08).
Благотворительность: учет и налогообложение
- договор с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках осуществления благотворительной деятельности;
- копии документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи указанных товаров, работ, услуг;
- документы, свидетельствующие о целевом использовании полученных в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг).
И, наконец, если благотворитель осуществляет операции, как облагаемые НДС, так и освобожденные от налогообложения, он обязан вести их раздельный учет (п. 4 ст. 149 НК РФ). П орядок раздельного учета операций налогоплательщик разрабатывает самостоятельно и раскрывает в учетной политике.
Организация — источник дохода гражданина перечисляет денежные средства на благотворительные цели только на основании его письменного заявления. В заявлении указывают периодичность перечисления, конкретные суммы или доли (проценты) от заработной платы и другую информацию. И обязательно привести реквизиты счета организации-благополучателя. Форма заявления свободная.
Налогоплательщики на упрощенной системе налогообложения не вправе уменьшать доходы на суммы благотворительной помощи. Закрытый перечень расходов, на которые организации и ИП на УСН вправе уменьшить полученный доход, приведен в статье 346.16 НК РФ , и затраты на благотворительность в него не входят.
В соответствии с п. 4, 7 положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, организация должна исключить из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих периодов, затраты, возникшие в связи с оказанием безвозмездной благотворительной помощи. По этому показателю в бухгалтерском учете образуется постоянное налоговое обязательство. Проводки следующие:
Расторгнуть сделку можно, но это довольно сложно. Все дело в том, что даритель не приобретает никакой выгоды от совершения сделки, то есть вне зависимости от того, как используется имущество, дарителю не может быть нанесен вред.
- Отдельных физических лиц.
- Юридических лиц, в частности, некоммерческих организаций.
- Религиозных организаций: церквей, синагог, объединений, общин.
- Благотворительных компаний любой направленности: это могут быть организации по защите природы, животных, детей, культуры и т.д.
Бюджетные учреждения являются юридическими лицами, на основании чего, кем бы ни являлся жертвователь, необходимость в письменной форме является обязательным. Параллельно с этим, религиозные компании тоже являются юридическими лицами, однако это не мешает им использовать урны для пожертвований.
- Передаваемый предмет: что он представляет собой, его отличительные черты. Например, если речь идет о деньгах, то прописывают сумму и валюту, если о недвижимости, то технические характеристики и адрес, также указывают, есть ли у недвижимости обременение. При передаче земли стоит отметить, обладают ли третьи лица правами на нее.
- Права и обязанности сторон, условия проведения сделки: в какой срок имущество должно быть передано, должен ли одариваемый проверить дар (например, документы на квартиру), потребуется ли привлечение стороннего эксперта. Последнее обычно требуется при передаче ценностей или религиозных символов.
- Дополнительные условия: возможность передать имущество другому лицу, с какого момента договор вступает в силу, в скольких экземплярах составляется, в каких случаях может быть расторгнут, форс-мажор.
- Контроль: даритель имеет право получать отчет об использовании его подарка. Это позволяет убедиться, что сделка соблюдается. Для этого получатель должен вести отчет принятым пожертвованиям и предоставлять их по требованию или регулярно, если это прописано в документе;
- Способы разрешения спорных ситуаций: как они будут решаться, каковы последствия нарушений и т.д.
- Подписи сторон, их ФИО и адреса.
Согласно статье , пожертвование — это дарение вещи или права в общеполезных целях. Договор пожертвования является разновидностью договора дарения, регулируется соответствующей статьёй Гражданского кодекса Российской Федерации и при этом на него не распространяется действие (отмена дарения) и (правопреемство при дарении) ГК РФ.
Таким образом, общеполезность использования пожертвования имела место, в связи с чем представитель церкви возражал против его отмены. На основании вышеизложенного, суд принял решение отказать Л. в его исковых требованиях и признать такое использование пожертвованных средств в рамках уставных уцелей религиозной организации.
Таким образом, организация не должна исчислять НДС с денежных средств, перечисляемых храму в качестве благотворительной помощи. К сведению: Речь о льготе по НДС может пойти только в том случае, если, осуществляя благотворительность, в качестве дара организация передает не денежные средства, а какое-либо имущество, в такой ситуации у организации возникнет объект обложения НДС. Согласно пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом
- сколько денежных средств и в какой валюте было обнаружено при вскрытии ящика;
- место и дата, вскрытия копилки;
- данные лиц, составляющих данный акт;
- собственноручные подписи всех перечисленных членов комиссии.
- номер и дата приходного ордера;
- дата и номер решения на основании, которого была установлена копилка;
Форма пожертвования между юридическими лицами Российским законодательством запрещено дарение между юридическими лицами на сумму свыше трех тысяч рублей. При этом допускается пожертвование, в том числе на большие суммы. Максимальная стоимость дара между коммерческими организациями не может превышать пяти минимальных месячных окладов.
храмов и 293 епархий. Каждый месяц пожертвования в церкви переводятся в епархию. Для образовательной организации такими целями могут быть: — оплата ремонта; — повышение зарплаты педагогам; — оплата штатных единиц педагогов, не предусмотренных бюджетной тарификацией; — обустройство классов; — проводка телекоммуникационных сетей; — строительство спортивного зала; — приобретение учебников или иной литературы и т.д.
Для примера можно выделить ситуацию со сбором денег на благотворительность. Группа людей организовала процесс привлечения денег для помощи большим раком. Средства привлекаются посредством обзвона, направления писем на электронные почтовые ящики и так далее. Сбор денег производится на добровольных началах, но власти ставят всяческие препятствия и требуют официального оформления.
Сбор денег на благотворительность представляет собой добровольную деятельность физического лица или организации, направленную на привлечение денежных средств или иной помощи для последующей передачи нуждающимся лицам. Главным критерием благотворительной деятельности является бескорыстность, то есть отсутствие стремления получить наживу. Тонкости такой работы прописаны в ФЗ под номером 135. Что говорит закон? О чем должны помнить организации, которые собирают деньги?
В роли участников сбора денег на благотворительность выступают физические или юридические лица, осуществляющие деятельность единолично или после оформления некоммерческой организации. При этом существует несколько форм бескорыстного оказания помощи — передача имущества или денег, наделение правами владения, а также выполнение определенных работ. В последнем случае задачи осуществляют так называемые добровольцы — лица, которые выполняют определенные мероприятия в интересах получателя благ.
В ФЗ №135 указано, что граждане и юрлица могут организовать и проводить благотворительную деятельность при наличии бескорыстных целей. Такая работа может вестись самостоятельно или путем объединения в группы. При этом образование организации не всегда обязательно (человек может работать самостоятельно). По законодательство ограничение целей в отношении благотворительности исключено.
В законе РФ отмечается, что благотворительная деятельность должна нести безвозмездный характер. Это значит, что отклонение от этой нормы является нарушением законодательства. При этом благотворительные организации или частные лица отвечают с учетом норм законов РФ. Если благодетель осуществляет действия, которые противоречат поставленным задачам, нарушителю направляется предупреждение. Если таких три и более, возможен запуск процесса ликвидации организации. Собранные такой структурой деньги направляются в местный бюджет.