Минимальные размеры строения для выкупа арендного участка

11. В случае, если все помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими юридическими лицами на праве оперативного управления или на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким юридическим лицам на праве оперативного управления, такой земельный участок предоставляется в постоянное (бессрочное) пользование лицу, в оперативном управлении которого находится наибольшая площадь помещений в здании, сооружении или площадь зданий, сооружений в оперативном управлении которого превышает площадь зданий, сооружений, находящихся в оперативном управлении остальных лиц.

4. В случае, если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве хозяйственного ведения, другим лицам на праве оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве хозяйственного ведения, другим лицам на праве оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

В течение тридцати дней со дня направления проекта договора аренды земельного участка правообладатели здания, сооружения или помещений в них обязаны подписать этот договор аренды и представить его в уполномоченный орган. Договор аренды земельного участка заключается с лицами, которые подписали этот договор аренды и представили его в уполномоченный орган в указанный срок.

В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.

8. Уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о понуждении указанных в пунктах 1 — 4 настоящей статьи правообладателей здания, сооружения или помещений в них заключить договор аренды земельного участка, на котором расположены такие здание, сооружение, если ни один из указанных правообладателей не обратился с заявлением о приобретении права на земельный участок.

Как часто Вы прибегаете к услугам юриста/нотариуса/адвоката?
Постоянно, штатный.
15.27%
Только по мере необходимости.
45.04%
Особо нет надобности, консультируюсь в интернете.
39.69%
Проголосовало: 131

Для того, чтобы приобрести земельный участок в собственность, все собственники здания, сооружения или помещений в них (кроме лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях) должны совместно обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление соответствующего земельного участка (уполномоченный орган) (п. 5 ст. 39.20 ЗК РФ). Полномочия по распоряжению земельными участками определяются в соответствии со ст.ст. 9 — 11 ЗК РФ.

Для приобретения в собственность земельного участка в уполномоченный орган необходимо представить заявление, содержащее сведения, перечень которых приведен в п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ. В частности, помимо реквизитов заявителя (или заявителей), в заявлении необходимо указать кадастровый номер испрашиваемого земельного участка, основание его предоставления без проведения торгов (продажа земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них), вид права, на котором приобретается участок (собственность), почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем. К заявлению необходимо приложить ряд документов (п. 2 ст. 39.17 ЗК РФ). В частности, к заявлению прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов. Состав этих документов определен п. 6 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (утвержден приказом Минэкономразвития России от 12.01.2022 N 1).

Однако, если объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, лишь частично находятся в собственности физических или юридических лиц, а частично принадлежат юридическим лицам на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, такие лица могут приобрести это земельный участок лишь в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора (п. 3 ст. 39.20 ЗК РФ).

Предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством (п. 7 ст. 28 Закона о приватизации).

Вместе с тем п. 1 ст. 2, п. 2.2. ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ установлена льготная цена выкупа земельных участков. Так, льготная цена установлена для участков, в отношении которых было переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды в период с 09 ноября 2001 года по 1 июля 2012 года.

Как в 2022 году перевести арендованный участок ИЖС в собственность

Об ограничении в обороте администрация обязана сообщить в Росреестр через межведомственное взаимодействие — п. 6 ст. 56 ЗК РФ и ст. 34 Федерального закона о регистрации недвижимости. Поэтому я советую заказать выписку из ЕГРН на участок, в ней будет указано наличие ограничения. Как ее заказать написано здесь. К тому же данная выписка все равно потребуется в будущем при обращении в администрацию для выкупа участка. Выписку лучше выберите в бумажном виде, т.к. многие сотрудники администрации даже не знают как открыть электронную выписку.

  • Паспорта всех заявителей. Если документы подает доверенное лицо — его паспорт и нотариальную доверенность. Паспорт доверителя в этом случае не требуется;
  • Бумажную выписку из ЕГРН на дом — инструкция как получить. Если есть свидетельство о регистрации, его тоже можно приложить;
  • Бумажную выписку из ЕГРН на участок;
  • Договор аренды участка (требуют не всегда, но принести будет не лишним);
  • Несколько фотографий участка и дома на нем (только фасад).
  • Комиссия из администрации приедет на участок и осмотрит дом. Комиссия должна удостоверится, что построенный дом действительно считается жилым и соответствует необходимым требованиям. Я писал выше о требованиях к построенному дому — ссылка.

    Случаи отказа в согласовании те же, что и при отказе в предоставлении участка — о них я писал ниже (п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ). Дополнительно могут отказать, если подданная схема расположения участка неправильно оформлена или в ней нет необходимой информации — пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ. Эту проблему нужно решать с кадастровым инженером, которую ее оформлял.

      Всем арендаторам участка или доверенному лицу нужно обратиться в местную администрацию и подать заявление о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов. Бланк и образец заявления дадут там же. В нем нужно указать ФИО заявителей, кадастровый номер участка, его площадь, данные о собственности дома, номер договора аренды и т.д.

    Например, в Московской области подать заявление и документы нужно в МФЦ, а оттуда их передают в Комитет управления муниципальным имуществом района (КУМИ). Или онлайн через их официальный сервис — uslugi.mosreg.ru. Регистрация в сервисе проходит через учетную запись в Госуслугах (ЕСИА).

    Порядок выкупа арендованного земельного участка

    В тексте соглашения должен присутствовать пункт о возможности выкупа арендованных земель. По закону участки в личную собственность могут получить субъекты, которые комплексно осваивают территорию. Например, ведут фермерскую деятельность, строят личные жилые или производственные здания.

    Часто проблемы бывают в кадастровых бумагах. Техническую документацию надела могут составить с ошибками или возникнут непонимания с инженером, который работал на участке. Сложно провести точное межевание при нарушении границ соседями или при сползании грунта в овраг.

    Если в мегаполисе более 3 млн жителей, то при расчете учитывают ставку в 20% от стоимости в Госкадастре. В небольших городах цена варьируется в пределах 8-24%. В поселках с населением до 500 тысяч человека налог составляет 2-5%. Для выкупа арендуемого вами земельного участка в сельской местности используют 3% от цены, которую получили при помощи экспертной оценки. Объекты федеральной собственности считают по 2,5%.

    Рекомендуем прочесть:  Ржд скидка студентам 2022 как оформить на сайте

    Существуют земельные участки, которые нельзя выкупить. К таким относятся земли, занятые государственными заказниками, заповедниками или сооружениями для их обслуживания. Не подходят охраняемые водозаборные зоны с прилегающими водоемами. Не стоит пытаться получить в частную собственность территорию, принадлежащую службам, обеспечивающим безопасность государства (военные, МВД, МЧС).

    В заявлении владельцу указывают о желании выкупа арендованного участка земли. В бумаге обязательно учитывают кадастровые и физические параметры территории. Дополнительно в документе описывают основания для приватизации и сумму залога, которую внесут для осуществления процедуры.

    Верховный Суд пояснил нюансы предоставления участка в собственность без торгов

    Тогда Максим Купцов обратился в Кинельский районный суд Самарской области с административным исковым заявлением о признании постановления об отказе незаконным. Удовлетворяя требования, суд указал на выводы градостроительного обоснования об особенностях существующей дорожной сети, возможностях подъезда транспорта, осуществления погрузочно-разгрузочных работ и транспортировки кормов, технологического присоединения к существующим инженерным сетям, а также выполнения требований технологических норм, правил противопожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности, указал на возможность увеличения площади складов в будущем в случае производственной необходимости и удовлетворил иск.

    Кроме того, до 1 января 2022 г. исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта РФ, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными ст. 39.15 и 39.16 ЗК, напомнил ВС (п. 31 ст. 34 Закона от 23 июня 2022 г. № 171-ФЗ (редакция от 31 декабря 2022 г.) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

    Позднее администрация выдала Максиму Купцову разрешение на строительство, и он построил четыре складских помещения для хранения сельскохозяйственной продукции, которые были введены в эксплуатацию. Право собственности на недвижимость также зарегистрировано в установленном законом порядке.

    Вместе с тем, посчитала Екатерина Розум, Суд ошибочно применил положения ст. 20 Закона Самарской области «О земле», поскольку в силу ст. 2 данного закона действие ст. 15, 20–22, ч. 1 ст. 25 и ст. 26 не распространяется на земельные участки, занятые зданиями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется федеральным законодательством. Аналогичная норма содержится в ст. 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ (п. 7 ст. 27 ЗК РФ).

    Суд обратил внимание, что ст. 20 Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. № 94-ГД (редакция от 15 октября 2022 г.) «О земле» установлено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам в постоянное (бессрочное) пользование или в пожизненное наследуемое владение, гражданам и юридическим лицам в аренду с правом выкупа в соответствии с договорами, заключенными до введения в действие ЗК РФ, а также приватизация сельскохозяйственных угодий в случае, указанном в ч. 1 ст. 26 этого закона, может осуществляться с момента вступления в силу данного закона. Приватизация иных, кроме указанных в ч. 1 названной статьи, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, предусмотренном п. 1 ч. 3 ст. 9 указанного закона, может осуществляться, за исключением случаев, предусмотренных Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, в том числе связанных с приватизацией земельной доли, находящейся в муниципальной собственности, или земельного участка, выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, с 1 января 2022 г.

    1. Дом (строение, сооружение) оформлен официально в собственность и вместе с землей находится в длительном пользовании.
    2. Дом используется для постоянного проживания арендатора земельного участка.
    3. Обладатель арендуемого участка наделен законным правом их неограниченного пользования.

    Важно знать, что, арендатор наделен правом пользователя земли, но он не собственник. По этой причине арендованный надел нельзя продать, подарить, оставить наследникам, а также провести другое законное отчуждение. Кроме того, строить на таком участке как капитальные, так и вспомогательные объекты недвижимости арендатор может только с разрешения собственника земли, иначе есть риск обращения последнего в суд с иском о сносе самовольных строений.

    На практике существование права на выкуп арендуемого участка и наличие требуемого объёма финансовых средств не всегда обеспечивают реальную возможность приобретения желаемого кусочка земли. Есть законодательные ограничения, по которым выкуп просто невозможен.

    Оформление арендуемого земельного надела в собственность их временного пользователя – арендатора, закреплено правовыми нормами, в частности ст. 39.9, 39.18, 39.20 Земельного кодекса РФ, а также другими законодательными актами муниципального и федерального уровня.

    По общей процедуре, для исключения коррупционной составляющей в процессах продажи и покупки арендуемых земель, их выкуп производится с использованием торгов (аукционов). Цена земли на торгах определяется как максимальная стоимость, предложенная участниками.

    3. Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

    Таким образом, чтобы быть уверенными в том, что Ваш объект не подпадет под действие вышеуказанного пункта, нужно изучить перечень, установленный Постановленим Правительства РФ от 03.12.2022 N 1300 (ред. от 12.11.2022) «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».

    Кадастровая стоимость земельного участка указана в кадастровом паспорте на земельный участок в строке 13.
    3) Если земельного участок имеет вид разрешенного использования коммерческий (магазин, склад, промышленная база), и на земельном участке расположен объект капитального строительства, то цена выкупа считается как 15% от кадастровой стоимости земельного участка.
    Кадастровая стоимость земельного участка указана в кадастровом паспорте на земельный участок в строке 13.
    4) Особенности расчета стоимости земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения
    а) Если земельный участок имеет категорию «земли сельскохозяйственного назначения» вид разрешенного использования «сельскохозяйственное использование» (или иной вид, предполагающий ведение сельского хозяйства), то участок можно выкупить по кадастровой стоимости.
    Важно! Такой участок можно выкупить только в случае добросовестного использования свыше 3х лет
    б) Если земельный участок планирует выкупить сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство, которые пользуются такими участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, то цена участка рассчитывается как 15% кадастровой стоимости выкупаемого земельного участка.

    1) Если вид разрешенного использования земельного участка ИЖС, ЛПХ, садоводство, дачное строительство и на земельном участке есть объект недвижимого имущества, на который зарегистрировано право собственности, то цена выкупа считается как 3% от кадастровой стоимости земельного участка.
    2) Если вид разрешенного использования земельного участка предполагает сельскохозяйственное использование, и на земельном участке есть объект недвижимого имущества, на который зарегистрировано право собственности, то цена выкупа считается как 3% от кадастровой стоимости земельного участка.

    в) Если у организации, указанной в пункте б), выручка от реализации сельскохозяйственной продукции составляет не менее 50 процентов общей суммы выручки, то такая организация имеет право на приобретение земельного участка по стоимости равной 3% процентам от кадастровой стоимости выкупаемого земельного участка.

    Порядок выкупа земельных участков из аренды в собственность

    • время аренды должно составлять более 3 лет, а соглашения должны содержать пункты о возможности выкупа земли;
    • заявители являются законными нанимателями участков;
    • предложения о приобретении объектов отправлены их собственникам до расторжения договоров аренды.
    • жилые помещения считаются собственностью арендаторов земельных участков;
    • объекты используются в качестве постоянного места жительства заявителей;
    • лица, временно использующие земельные участки, имеют возможности делать это в течение неограниченного времени.
    • в крупных городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек земельные участки можно выкупить по ценам, которые соразмерны 20 % от их цены в Государственном кадастре недвижимости;
    • в городах с численностью населения от 500 000 до 3 миллионов человек цены будут варьироваться в диапазоне от 8 до 24 % от кадастровой стоимости используемых территорий;
    • в небольших населенных пунктах с численностью населения менее 500 000 человек выкупные цены будут составлять от 2-до 5-кратного размера ставок налога на землю;
    • арендуемые земельные участки в сельских населённых пунктах возможно выкупить по ценам, которые составляют 3 % от их оценки при помощи экспертов;
    • выкупные цены объектов, которые являются федеральной собственностью, могут составлять до 2.5 % от их цен в кадастре, это относится и к выкупу компаниями участков, предоставленных для постройки дач.
    Рекомендуем прочесть:  Взносы с копейками или без 2022

    Выкупить земельные участки из аренды в собственность возможно в случаях, если они принадлежат юридическим или физическим лицам, а также властным органам различных уровней, и переданы для временного владения нанимателям. В этом случае у них имеются приоритетные права на приобретение данных территорий. Арендаторы наделяются возможностями временного использования земель, но они не являются их собственниками. Такие объекты не могут являться предметами сделок, их невозможно продавать, дарить или передавать по наследству. Помимо этого, на таких земельных участках запрещается возводить какие-либо капитальные и дополнительные строения без разрешений владельцев, иначе они получат право на обращение в судебные органы и добьются их сноса.

    Данная процедура потребуется, если земельные участки ещё не учтены в Государственном кадастре недвижимости и нет кадастровой документации на них. Выяснить это возможно при помощи справок из органов Росреестра или проверки сведений на сайте службы. Учёт выполняется после представления гражданских паспортов заявителей, межевых планов и квитанций об уплате госпошлин.

    Выкуп земли из аренды: как правильно осуществить

    Ответ на этот вопрос также содержится в Земельном Кодексе. Подробно о тех категориях земель, которые могут быть приобретены в собственность после заключения договора аренды, говорит этот нормативный акт в статье 27, посвященной ограничениям оборотоспобности земель.

    В данном разделе (его название может различаться в зависимости от того, с кем происходит заключение договора, а также от желания составителя) необходимо не только указать ту сумму, которую покупатель обязан выплатить продавцу, но и разъяснить порядок взаиморасчетов за покупку, а также отразить возможность внесения авансовой предоплаты за исполнение договора (например, чтобы покупатель был уверен, что участок достанется именно ему, он может внести до тридцати процентов от цены надела в качестве аванса продавцу. После заключения договора он перечисляет оставшиеся семьдесят).

    Так как оформление свидетельства о праве собственности на выкупленный участок должно производиться на основании документов, подтверждающих правомерность осуществляемых действий, то особое внимание надо уделить составлению договора — в этом случае именно он будет являться основанием для перехода права собственности.

    Данный раздел заключаемого соглашения фиксирует права и обязанности не только продавца, но и покупателя участка, в том числе, в случае наличия каких-либо обременений на нем (например, в том случае, если на участке возможно нахождение каких-либо археологических памятников — остатки древнего поселения или старинного кладбища, о которых продавец догадывается, но не знает точно, возведение на этой земле капитального строения возможно только после проведения соответствующих археологических раскопок, а допуск на территорию участка рабочих становится прямой обязанностью покупателя).

    В этом разделе должны быть подробно перечислены все характеристики конкретного участка (в том числе и кадастровые сведения), которые помогут идентифицировать его при оформлении перехода права собственности.

    Определение Верховного Суда РФ от N 310-ЭС17-20379 по делу N А14-15138/2022

    Объекты недвижимости перешли в долевую собственность Кольцовой И.В. и Кольцова А.М. в результате заключения договора купли-продажи от 08.05.1997. В связи с переходом права собственности на здания заявителям в силу пункта 2 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации перешло право постоянного (бессрочного) пользования площадью 40 000 кв. м, предоставленного ранее «Автоколонне 1747» для ведения подсобного хозяйства, и исключительное право на выкуп указанного земельного участка.

    В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее — неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежит нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (пункт 2 статьи 39.20 ЗК РФ).

    В случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком (пункт 2 статьи 35 ЗК РФ).

    Впоследствии Кольцова И.В. 12.07.2022 со ссылкой на статьи 39.3, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении ей в собственность 3/4 доли земельного участка (кадастровый номер 36:34:0515012:77) для ведения подсобного хозяйства.

    Необходимыми условиями для выкупа земельного участка без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, статьи 39.20 ЗК РФ являются: нахождение на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности заявителю; соответствие объекта недвижимости целям использования земельного участка и их площадей; отнесение находящегося на участке объекта к объектам недвижимости.

    Отказ в свою очередь будет сопровождаться невозвратными денежными средствами (выплаченная госпошлина не возвращается), а также возможными нервными потрясениями. Ведь когда что-то не получилось, это всегда неприятно. В связи с этим будьте внимательны, делая первые шаги.

    Когда участок земли, арендуемый некоммерческой организацией (НКО) в составе территории комплексного освоения, планируется выделить под ИЖС, то в случае разделения площади на отдельные участки под ИЖС, правом их последующего выкупа без торгов обладает любой член НКО.

    1. Аренда длится 3 и более года и в договоре прописан пункт о возможности выкупа арендуемого участка
    2. Лицо, заявляющее желание стать собственником земельного участка, арендует его на законных основаниях
    3. Предложение о выкупе направлено собственнику земельного участка до окончания установленного срока аренды

    Арендуемый земельный участок может находиться в федеральном или муниципальном ведении либо принадлежать физическим или юридическим лицам. При этом арендатор земли имеет приоритетное право выкупа. В практике часто необходимо осуществить перевод земли из аренды в частное владение, и эта процедура в 2022 году представляет собой выкуп земельного участка из аренды у администрации.

    1. Дом (строение, сооружение) оформлен официально в собственность и вместе с землей находится в длительном пользовании.
    2. Дом используется для постоянного проживания арендатора земельного участка.
    3. Обладатель арендуемого участка наделен законным правом их неограниченного пользования.

    Чтобы обосновать площадь участка, сошлитесь на нормативную величину. Размер участка определяется исходя из норм, которые установил градостроительный регламент на спорной территории (п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ). Если он не решает вопрос, применяются федеральные законы (п. 2 ст. 11.9 ЗК РФ). Например, владелец здания просил предоставить ему в собственность земельный участок. Администрация отказала в требовании. Она сообщила заявителю, что земля под его зданием находится в границах красных линий (территорий общего пользования, участков с линейными объектами, в том числе ЛЭП, трубопроводами и др.). Администрация утверждала, что участок зарезервирован для муниципальных нужд, но доказательств этого не представила. Суд признал отказ незаконным. Он проверил документ градостроительного зонирования. На спорной территории такой акт принимался в форме правил землепользования и застройки городского округа. Суд определил категорию объекта и выяснил, что участок земли, которую просил предоставить заявитель, не превышает максимально возможной площади, установленной на спорной территории (2500 кв. м). Таким образом, администрация незаконно отказалась предоставить земельный участок (апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 27.10.15 по делу № 33–18674/2022).

    Например, покупатель рассчитал площадь участка для обслуживания объекта, но администрация отказалась заключать договор купли-продажи земли. Суд выяснил, что размер требуемой земли превысил необходимую площадь в 16,5 раза. Компания не смогла обосновать требования (постановление АС Московского округа от 19.05.16 по делу № А41-75113/2022). В другом деле покупатель также потребовал участок, который в несколько раз превышал площадь, требуемую для эксплуатации здания. Он занимал площадь 16 162 кв. м, здание — 1464, 8 кв. м. Огромную разницу заявитель объяснял тем, что в будущем построит другие объекты недвижимости, которые обеспечат жизнедеятельность граждан (автосалон, АЗС). Поскольку на дату обращения на участке находилось только одно здание, суд отказал в иске (решение АС Челябинской области от 06.06.16 по делу № А76-21450/2022 оставлено в силе постановлением Восемнадцатого ААС от 22.08.16).

    Рекомендуем прочесть:  Пенсия жене военного пенсионера двое детей

    Не все муниципальные образования утвердили правила землепользования и застройки. Градостроительные регламенты, которые должны указывать на предельную площадь участков территориальной зоны, могут отсутствовать. В такой ситуации закон требует применять предельные (максимальные и минимальные) размеры участков, установленные статьей 33 ЗК РФ в редакции 29.12.14 . Несмотря на то что указанная статья формально потеряла силу, ее положения применяются для целей образования участков до утверждения правил землепользования и застройки в силу пункта 20 статьи 34 Федерального закона от 23.06.14 № 171-ФЗ. В настоящее время сложилась соответствующая практика. Так, суд посчитал законным отказ владельцу здания заключить договор купли-продажи земли. Площадь запрашиваемого участка превышала площадь здания на нем и не соответствовала предельным величинам. Заявитель не доказал, что такая площадь требуется для эксплуатации здания (постановление Десятого ААС от 16.02.16 по делу № А41-75113/15; оставлено в силе постановлением АС Московского округа от 19.05.16).

    Земельный и градостроительный адвокат со стажем Маковеев Сергей Иванович

    Правило, по которому определяется площадь земельного участка для приватизации (аренды), предусмотрено в п. 1 ст. 35 ЗК РФ, согласно которому при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

    В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

    Ранее Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 1 марта 2011 г. № 13535/10 сформулировал правовую позицию, согласно которой при рассмотрении аналогичных дел обязательно представление доказательств, подтверждающих необходимость использования земельного участка указанной площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.

    Верховный Суд РФ неоднократно подтверждал указанную правовую позицию. В частности, в определении Верховного Суда РФ от 26 апреля 2022 г. № 64-КГ16-2 разъяснено, что по аналогичным делам «…одним из обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежащим вынесению на обсуждение и установлению, в том числе путем назначения по делу соответствующей судебной экспертизы, является размер земельного участка… Бремя доказывания необходимого размера подлежащего выкупу земельного участка возлагается на лицо, желающее его выкупить».

    Так, по одному из споров Президиум Московского областного суда в постановлении от 24 апреля 2013 г. № 154 указал следующее: «…в том случае, если земельный участок, на котором расположен жилой дом, принадлежащий гражданину, в установленном законом порядке не сформирован и не производился отвод земельного участка, то собственник жилого дома вправе приобрести в собственность земельный участок при доме, площадь земельного участка не может быть меньше предельного минимального размера земельного участка, предоставляемого гражданам для соответствующих целей».

    Анализ судебной практики показывает, что суды при рассмотрении заявлений о признании незаконными таких отказов почти всегда вставали на сторону органов власти. Наиболее распространенная аргументация в судебных актах в пользу государства включала в себя ссылки на п. 3 ст. 33, п. 2 ст. 35 и п. 7 ст. 36 ЗК РФ. Представляется, что выработанный правоприменительной и судебной практикой критерий соразмерности площади объекта недвижимости и площади ранее предоставленного для строительства земельного участка основан на вольном толковании норм ЗК РФ, которые к тому же в данном случае не применимы. Так, установленный п. 2 ст. 35 ЗК РФ принцип определения площади земельного участка в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ справедлив лишь тогда, когда имеет место переход права собственности на объект недвижимости от одного собственника к другому и устанавливается размер площади участка, необходимый для его использования. Кроме того, в п. 3 этой же статьи, где определяется порядок преимущественного права покупки земельного участка собственником объекта недвижимости, говорится о целом земельном участке, а не его используемой части.

    Внесенные изменения давали надежду на качественное изменение общего подхода правоприменительной и судебной практики. Это было связано с изменением подхода к формированию земельных участков: теперь это не произвольный процесс, и земельный участок формируется только в соответствии с проектом межевания или, если проект межевания не утвержден, схемой расположения земельного участка (ст. ст. 39.14, 39.15, 39.20 ЗК РФ). Кроме того, из законодательства исчез критерий определения границ выкупаемого участка, предусмотренный ст. 36 ЗК РФ, а именно фактическое землепользование. При этом схема расположения земельного участка готовится без учета фактического землепользования. Исключены также и упомянутые выше нормы — ст. 33 и п. 2 ст. 35 ЗК РФ.

    В период действия ст. 36 ЗК РФ суды анализировали вопросы фактического землепользования, а также определения площади участка, необходимого для использования расположенных на нем объектов, с учетом требований строительных, пожарных и санитарных правил. Сейчас законные основания для этого отсутствуют. Статья 39.20 ЗК РФ никаких критериев для определения границ земельного участка не содержит и ограничений не устанавливает. В свою очередь, градостроительные нормативы устанавливают исключительно минимальные параметры обеспеченности (парковки, озеленение и т.п.), которые могут влиять на площадь участка, то есть не устанавливают ограничений максимальной площади участка. Превышение минимальных параметров обеспеченности свидетельствует о более благоустроенном градостроительном характере территории и не должно оцениваться как негативный фактор, свидетельствующий о злоупотреблении собственником своим исключительным правом на земельный участок. В отсутствие критериев в законе при разрешении споров судам надлежит обращаться к нормам о подготовке проекта межевания или схемы расположения участка . Если предоставленный участок сформирован в соответствии с проектом межевания, уполномоченный орган не вправе отказать в его выкупе в сформированных границах. ЗК РФ исключает возможность формирования иного участка, кроме как в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, поэтому реализация права на выкуп в данном случае возможна только на основании проекта межевания. Проще говоря, не может госорган сказать, что участок для выкупа должен быть меньше, так как другой участок просто не может быть сформирован, пока не изменен проект межевания. А если проект межевания уже был ранее утвержден, значит, госорган уже проверил соразмерность участка и признал его таковым.

    Вопрос определения необходимой площади земельных участков, на которых располагаются объекты капитального строительства, является актуальным, так как при формировании земельного участка под объектами недвижимости, в состав такого участка должна быть включена как площадь «пятна застройки», так и не застроенная часть, необходимая для прохода посетителей, парковки автомобилей, технического обслуживания здания, разворота автотранспорта аварийных служб и пр.

    До недавнего времени особенности предоставления земельного участка собственнику расположенного на нем объекта недвижимости регулировались ст. 36 ЗК РФ. Именно с ее формулировками связано использование госорганами критерия несоразмерности площади находящегося в собственности объекта и выкупаемого земельного участка в попытке ограничить рамки исключительного права собственника недвижимости. Иными словами, при обращении за выкупом либо оформлением аренды участка собственник объектов недвижимости зачастую получал отказ с указанием на то, что для эксплуатации построенных объектов требуется меньший по площади участок, чем был предоставлен ранее для их строительства (постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.08.2009 по делу № А52-5057/2008, от 28.01.2013 по делу № А66-5667/2012, от 27.01.2022 по делу № А56-20059/2013, Президиума ВАС РФ от 01.03.2011 № 13535/10, АС Северо-Западного округа от 12.09.2022 по делу № А56-71659/2013, определения ВАС РФ от 03.10.2011 по делу № А59-4029/2010, от 02.12.2013 по делу № А51-20731/2012).

  • Оцените статью
    Ваш вектор правового обеспечения